Про казахскую «ет-экономику» рассказал экс-министр

Фото: pixabay

Казахстанцы считают себя главными мясоедами, но так ли это? Как уровень благосостояния народа отражается в тарелках граждан, что не так с нашей статистикой по мясу, и почему в страну завозят низкопробный импорт? Об этом корреспонденты Taspanews.kz поговорили с экс-министром сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым, который сегодня возглавляет Евразийский мясной союз.


Уровень потребления мяса во всем мире считается одним из важных показателей благосостояния народа. Мы привыкли считать, что являемся главными «мясоедами» в мире, однако если рассмотреть экономику мясной отрасли и в целом потребление, становится очевидно, что нам есть куда расти. Среди стран больше всего мясо потребляют жители Гонконга - 137 кг (1 место), США - 124 кг (2 место) и Австралии - 122 кг (3 место). Соседние Монголия и Россия потребляют 88 кг (14 место) и 77 кг (34 место), соответственно. Казахстан расположился на 54 месте в мире с уровнем потребления – 65 кг мяса на одного жителя в год. Что влияет на аппетиты населения? 


«Как вы отметили, хоть мы и считаем себя большими мясоедами, на самом деле, Казахстан далеко не впереди планеты всей. А всего лишь находится где-то в середине рейтинга. Уровень потребления мяса зависит напрямую от уровня благосостояния жителей страны, и несмотря на все современные тенденции отказа от мяса, переход на вегетарианскую еду, все равно этот показатель напрямую свидетельствует об уровне доходов населения. По нему же можно судить об уровне развития страны в целом, если не напрямую, то по крайней мере, это является косвенным показателем» , – говорит Асылжан Мамытбеков.

Интересно, что уровень потребления мяса в Казахстане очень неоднородный. Значит ли это, что одни регионы недоедают, живут беднее, чем другие?


«Действительно, по статистике мы видим, что внутри нашей страны уровень потребления довольно сильно варьируется. Помимо показателя благосостояния, конечно, есть и другие нюансы. Большую роль играет климат, культура питания. На севере страны, где холоднее, где меньше производится растениеводческой и плодоовощной продукции, уровень потребления мяса традиционно выше. На юге, где климат более теплый, где больше растет зелени, уровень потребления мяса меньше» , – поясняет эксперт.

Если же сравнивать на временной линейке уровень потребления мяса, то за последние десятилетия здесь произошли большие изменения.


«Сегодня потребление красного мяса имеет тенденцию к росту, по сравнению с кризисными годами в 90-х, когда этот показатель был критически минимальным. Но мы все еще отстаем от многих стран. С ростом доходов населения ситуация будет меняться» , – уверен Асылжан Мамытбеков.

Про тайны ценообразования на мясном рынке  


Понятно, что уровень потребления зависит не только от доходов населения, но и от цен на мясной продукт. Что влияет на ценообразование?


«Что касается факторов, влияющих на ценообразование, то здесь, как и со всеми видами товаров в рыночной среде, прежде всего важно соотношение объемов потребления (спроса) и предложения на рынке. Если с потреблением все более ли менее понятно, оно довольно стабильное, то объемы предложения на рынке зависят от внутреннего производства и импорта, и здесь возможны изменения. Расходы населения на мясо ежегодно демонстрируют рост, это естественный процесс, связанный прежде всего с инфляцией. Траты растут почти по всем позициям товаров и услуг. Если сравнить рост цен на мясную продукцию с другими категориями товаров, то очевидно, что он не такой большой» , – говорит эксперт.

Большие вопросы у населения вызывает структура мясного импорта и экспорта. Почему, мы вынуждены завозить в страну мясо, если нам хватает на рынке своего, и даже мы пытаемся импортировать его в соседние страны.  


«Что касается импорта и уровня самообеспечения мясом, то Казахстан полностью обеспечивает себя красным мясом и даже избыточен в этом отношении. У нас есть экспорт, пусть он и небольшой, но он всё-таки присутствует. Но при этом есть и импорт. И как раз таки могу ответить на вопрос, зачем нам этот импорт. В основном в страну импортируется дешевое мясо низкого качества, оно идёт на промышленную переработку. Это колбасы, сосиски, где отсутствие качества мяса восполняется всякими ароматизаторами, стабилизаторами вкуса, красителями. На такие виды продуктов питания в основном импортируется мясо. Оно приходит в глубоко замороженном виде, его называют «блочным мясом». Наше население в чистом виде такое мясо не ест, у нас другая культура питания, на базарах покупают свежее мясо. Но производители в целях экономии завозят в страну эти объемы низкосортного мяса, что отражается в конечных цифрах статистики и вызывает у населения много вопросов» , – поясняет эксперт.

Как бороться с низкопробным мясным импортом?


Понятно, что производители ищут сырье, где дешевле. Но в последние годы в стране остро стоит вопрос о том, что мы стали «ямой для низкопробного мясного импорта». Как с этим быть?


«Да, это парадоксы рынка, при том, что мы сами себя полностью обеспечиваем красным мясом, мы завозим низкопробный продукт, который идет на переработку. Вопрос качества производства продуктов переработки мяса встает остро. Это целый огромный пласт проблем, который нужно решать. У нас в стране плохо контролируется соблюдение технических регламентов и стандартов. В частности, можно отметить, что не всегда соблюдаются в полной мере техусловия и технические регламенты при производстве колбас, сосисок, консервов. Некоторые производители, честно говоря, пользуются тем, что контроль ослаблен. Здесь необходимо наводить порядок. Если бы за это дело взялись с полной ответственностью, у нас бы исчез низкопробный импорт. Наши производители могут обеспечить загрузку мощностей. Но тут вопрос цены, в Казахстане качественное мясо и, соответственно, не такое дешевое» , – поясняет Асылжан Мамытбеков.