Сколько могут сэкономить алматинцы, если покупать продукты в области
Согласно данным бюро национальной статистики, в Алматы инфляция на 3,6% выше, чем в области. При этом разница в цене на продукты может достигать 20%. Почувствовав эту тенденцию на собственном кошельке, алматинцы стали ездить на шопинг в пригород. Корреспонденты Taspanews.kz выяснили, в чем состоят особенности городского и сельского ценообразования.
Согласно данным исследования, которое провели в Freedom Finance Global, количество расходов на продукты питания и напитки в Алматы выросло на 11%, а в области — всего на 7%. Мы сравнили структуру трат среднестатистического жителя мегаполиса и Алматинской области.
На продукты у горожанина уходит 49 321 тенге, областник тратит 33 799 тенге. И дело вовсе не в том, что он меньше ест, вопрос в цене продуктов. На непродовольственные товары первый тратит 18 563 тенге, а второй — 11 954.
Еще более показательно выглядит картина расходов, если посмотреть на нее через бюджет семьи. В среднем алматинская семья тратит в квартал на продукты питания и непродовольственные товары 955 947 тенге, или по 318 649 тенге в месяц. Сумма внушительная, даже учитывая, что она усредненная.
Чтобы сэкономить расходы, наиболее прозорливые горожане стали ездить за продуктами и одеждой в область. Уже в нескольких километрах от мегаполиса ценники меняются ощутимо. Экономия при таком подходе может составить около 70 тыс. в месяц. Подкорректировать траты можно за счет ряда продуктов, которые больше других реагируют на «прописку».
За мясом и овощами — в село
В данных статистики разница в ценах между городом и селом выглядит впечатляюще, на реальных прилавках она ощущается еще более отчетливо.
Одной из главных статей расходов на продукты питания в Казахстане является покупка мяса, на него приходится треть «продуктового» бюджета семьи, и именно за ним чаще всего горожане отправляются в область. Можно сэкономить с килограмма около 300 тенге. Чаще всего алматинцы покупают говядину, которая остается самым дорогим мясным продуктом уже много лет, за ней идет баранина, потом конина.
Секвестировать расходы можно, отправившись в область за овощами. Среднестатистическая семья в Казахстане тратит 7% своего бюджета на покупку картошки, морковки, лука и капусты. Товары входят в группу социально значимых, но это не мешает ценам на них бить рекорды. Разница между городом и областью может составлять около 30%.
Еще одна ощутимая статья расходов — это покупка круп, на них приходится 16% трат бюджета. Молочные продукты забирают из кошелька 11%. И здесь тоже можно найти приличную экономию в сельском магазине.
Возвращаясь к исследованию Freedom Finance Global, хочется отметить особенности потребительского поведения. Чаще всего, чтобы сэкономить, на областные базарчики отправляются горожане в возрастной категории пятьдесят плюс. Обычно они ездят раз в неделю за покупками недалеко от черты города.
Почему областные супермаркеты дешевле?
Более молодые люди предпочитают делать покупки в супермаркетах, но и там, как выяснилось, между областью и городам огромная разница в ценообразовании. Даже в одной и той же сети самых популярных маркетов стоимость товара отличается. Корреспонденты Taspanews.kz связались со специалистами Magnum, чтобы узнать, почему так происходит.
«Цены могут быть разными в зависимости от стоимости аренды помещения и от поставщиков, в каждом супермаркете они разные»
Но ответить на вопрос, сколько составляет аренда в цене товара, специалисты не смогли, сославшись на коммерческую тайну.
Выходит, что алматинцы переплачивают только за то, что магазин стоит в черте города. Стоит выехать всего на километр, как прайс на продукты пойдет вниз.
Разница в цене за коммерческий квадратный метр в мегаполисе и области может доходить до 50%, при этом тенденция к удорожанию аренды в Алматы намного больше, так за первый квартал 2024 года она составила +3,2% против +0,1% в области. Это значит, что ценовая пропасть будет и дальше стремительно расти, что скажется и на стоимости продуктовой корзины.