Незавидная участь первопроходца: «Грейт Истерн»

 фото на taspanews.kz от 29 мая 2024 13:22
Фото: wikipedia

Профессии, сопряженные с риском или суровыми условиями, часто окружены множеством суеверий. Моряки, многократно бросающие вызов водной стихии, берегут традиции и верования, уходящие корнями в века.


В истории мирового флота не раз встречались корабли, над которыми, казалось бы, навис злой рок. Такие суда сопровождали несчастья и устойчивые неудачи, что порой невозможно было объяснить логически. К таким кораблям, несмотря на их выдающиеся технические характеристики, предпочитали не иметь дела.


В середине XIX века происходил бурный технологический прогресс. Люди, помнившие битву при Трафальгаре и восхищавшиеся парусниками, теперь видели, как спускаются на воду паровые корабли. Европа стала бастионом этого развития, используя ресурсы своих колоний.


Изамбард Кингдом Брюнель был выдающимся британским инженером, создавшим многочисленные мосты, пирсы и железные дороги. Под конец жизни он решил построить гигантский корабль, который смог бы пересечь расстояние от Англии до Индии без дозаправки. Корабль, названный изначально «Левиафан», был позже переименован в «Грейт Истерн».


Брюнель начал проект в 1852 году, и его реализация заняла около шести лет, заканчиваясь спуском на воду 31 января 1858 года. Брюнель называл судно «Большое Дитя» и вложил в проект всю душу и средства. Однако неудачи, финансовые трудности и крушения подорвали здоровье Брюнеля. Во время первого путешествия корабля произошел взрыв в котельной, возможно, ставший последней каплей для инженера, который скончался в сентябре 1859 года.


На момент первого трансатлантического рейса «Грейт Истерн» был крупнейшим судном до XX века и удерживал ряд рекордов. Однако судьба судна была омрачена неудачами. Первый трансатлантический рейс оказался финансово провальным, экипаж уровнялся практически по числу с пассажирами, а попытки заработать на выставках в США не увенчались успехом. Только несколько рейсов позволили компенсировать хоть часть затрат. Во время других перипетий, включая столкновения и аварии, «Грейт Истерн» неоднократно подвергался ремонтам. Несмотря на ряд успехов, таких как перевозка солдат в Канаду, контрактов было мало.


В 1864 году корабль была продан американскому предпринимателю, который планировал использовать его для укладки трансатлантического кабеля. Успешная укладка кабеля в 1865 году отметила новый этап в его истории, но аварии продолжались, и корабль оказался невостребован после открытия Суэцкого канала и появления специализированных судов. В 1888 году «Грейт Истерн» был утилизирован.


Мифы о призраке рабочего, замурованного при строительстве, подчеркивают, как судно вдохновляло суеверия. Тем не менее, «Грейт Истерн» стал вехой судостроения, несмотря на неудачи и аварии. Новаторские решения Брюнеля значительно опередили свое время, и спустя годы, его идеи были адаптированы в более успешных судах.


Следите за новостями Taspanews