Аэропорты в Казахстане искусственно завышают цену топлива – Сенат

Фото: pixabay.com

Аэропорты в Казахстане значительно завышают цены на авиатопливо, что отражается на стоимости билетов, считают сенаторы, передает Taspanews.kz со ссылкой на пресс-службу верхней палаты парламента РК.


Сообщается, что, согласно данным министерства транспорта РК, на внутреннем рынке оптовая цена авиакеросина колеблется в пределах от 650 до 850 долларов за тонну. Однако розничные цены в аэропортах страны установлены на уровне 1 100-1 200 долларов за тонну, что почти в 1,5-2 раза выше стоимости, по которой топливо продается на оптовом рынке.


«Такое значительное расхождение в ценах вызывает обеспокоенность, особенно учитывая, что за последние пять лет количество международных рейсов, выполняемых иностранными авиакомпаниями, снизилось на 58%, а объем грузовых авиаперевозок упал на 36%. Эти данные подчеркивают серьезную проблему, которая сказывается на экономике авиационной отрасли Казахстана и влияет на международное воздушное сообщение», – отмечается в сообщении пресс-службы Сената. 

Одной из причин завышенных цен на авиатопливо является практика, когда аэропорты ограничивают доступ независимых поставщиков к своей инфраструктуре для хранения и распределения топлива. Это создает искусственный дефицит и заставляет авиакомпании покупать топливо по завышенным ценам у ограниченного числа поставщиков. Такая ситуация вынуждает авиакомпании тратить дополнительные средства, что, в свою очередь, влияет на стоимость билетов для пассажиров и делает их менее доступными.


«Стоимость топлива занимает наибольшую долю в общей структуре расходов на авиаперевозки. Согласно представленным данным, затраты на авиатопливо составляют 36,5% от общей стоимости авиабилета. На втором месте – техническое обслуживание воздушных судов, которое требует 14,9% всех расходов. Аэропортовое обслуживание и аренда самолета занимают соответственно 10,7% и 8,6% от стоимости билета. Менее значительные расходы связаны с расстоянием, сезонностью спроса и датой покупки билетов»,  – констатируют сенаторы.

Сообщается, что в 2023 году общий объем потребления авиатоплива в Казахстане составил 883 тысячи тонн. Из этого объема 72% было отечественного производства, а 28% – импортного. Казахстанские авиакомпании использовали 60% всего потребляемого топлива, в то время как иностранные авиакомпании – 40%. Это также подчеркивает зависимость Казахстана от внутреннего производства авиатоплива, хотя в последние годы происходит рост доли импортируемого топлива, что может быть связано с нехваткой определенных видов топлива на местном рынке.


Сенаторы и эксперты отмечают, что в случае продолжения такой практики завышенных цен на авиатопливо и ограниченного доступа к независимым поставщикам, ситуация может привести к дальнейшему ухудшению конкурентоспособности казахстанских аэропортов на международной арене и снижению доступности авиауслуг для граждан.