Эксперты: скачки и кокпар могут обогатить Олимпийские игры лучше, чем брейк-данс

Казахстан, кочевые народы, тюркские государства, Всемирные игры кочевников, Олимпийские игры, кокпар, традиции фото на taspanews.kz от 12 сентября 2024 12:00
Фото: коллаж Taspanews

В Астане до 14 сентября проходят Пятые Всемирные игры кочевников, одной из задач которых является сохранение и возрождение культуры кочевых народов мира. Редакция Taspanews.kz выяснила у экспертов, кто такие современные кочевники, в каких странах ценят казахскую культуру, и почему стоит разнообразить Олимпийские игры нашими национальными видами спорта.


Истоки 


Буркитбай Аяган, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории государства, считает, что сохранять свои традиции и национальную идентичность важно не только для Казахстана и других тюркоязычных стран, а для всех народов.


«В современном мире поиск своих истоков, нахождение своих древних традиций стало как бы общим трендом. Это касается и европейских народов, кстати. Например, венгры — они ищут свои корни в Казахстане, у Волги, на Урале. Или, скажем, поляки. Они постоянно ищут свои корни»,  — отметил доктор наук. 

Аяган рассказал, что некоторое время жил в США, и в этой стране также народы-иммигранты стараются найти, сохранить свои корни.


«Не могут же все быть на одно лицо, говорить на одном языке. Красота мира вообще во множественности, многообразии»,  — подчеркнул профессор.

Казахский народ, как считает Аяган, сохранил многие древние тюркские традиции — не плевать в огонь, не показывать пальцем на звезды, не показывать пальцем на могилы. 


Казахи, как народ, впитали традиции древних тюрков и абсорбировали традиции ислама — «получился синтез, своеобразный дуализм». Профессор подчеркнул, что казахи всегда сохраняли свои древние традиции: конные скачки, байгу, кокпар, лучников со стрелами. Также у них имелись и есть до сих пор элементы тенгрианской культуры.


«Например, домбра — это доисламский музыкальный инструмент»,  — рассказал Аяган.

Исполнение кюев на домбре, по его мнению, бакшы (шаманы) — доисламские элементы культуры, и они имели свои плюсы и минусы, как во всякой культуре.


«Нашу красоту, наше многообразие и сохранение этих культур надо, конечно, поддерживать. Какие-то архаичные формы культуры отживают — люди сами отбирают то, что нужно. А то, что не нужно, отпадает»,  — уверен профессор.

Доктор наук также поделился с нашей редакцией своими наблюдениями, как к казахской культуре относятся со стороны.


«Почему-то немцы очень любят наши казахстанские традиции. Они даже свадьбы проводят, согласно с ними: одеваются в казахские одежды, тамада по-казахски говорит»,  — поделился Аяган.

По его мнению, объясняется это красотой традиции — «свадьба — это целое представление, восточные вещи и красивые тосты». 


«Если им нравится — ради Бога, лишь бы не воевали»,  — полагает профессор.

Сохранение традиций, как считает Аяган, также помогает казахам быть спортивным народом.


«Если вы смотрите Олимпиады, то казахи, например, в основном превалируют в борьбе, в боксе, в силовых видах спорта. И это, видимо, связано с воспитанием, сохранением традиций с детских лет. Приучили казахов быть сильными именно в этой отрасли, и нам надо это использовать»,  — сказал доктор наук. 

Номадизм


Профессор предостерег от использования определения «номадизм».


«Не все европейские термины нам подходят»,  — подчеркнул Аяган. 

По его словам, слово «номад» — греческого или латинского происхождения, и означает во множественном числе племя, которое не знает, где ночевать, кочует, как попало, и спит, где попало. В индивидуальном смысле «номад» — человек, «который потерял сон, который плохо спит, ведет себя неадекватно».


«Сам термин „номад“ имеет негативный смысл»,  — отметил профессор. 

Доктор наук рассказал, что это определение в основном применялось в XVIII-XIX веках в отношении африканских стран. Позже, во времена Российской империи, его не использовали. Но, начиная со второй половины XX века, он стал активно применяться в отношении так называемых кочевых народов.


Отчасти согласен с Аяганом и профессор КазНПУ имени Абая Ханкельды Абжанов.


«Среди тюркских народов есть те, которые о кочевании понятия не имеют, не ведут кочевой образ жизни», — отмечает профессор.  — отмечает профессор. 

Номадизм же, по мнению Абжанова — это и экономика, и политика, и культура, все аспекты общества. 


К термину «кочевые народы» Аяган тоже относится с сомнением. По его словам, казахи не считали себя кочевым народом. Они кочевали на определенной территории, потому что у них были зимние и летние стоянки. А так как у них было развито скотоводство, нужны были большие территории. Они двигались строго по меридиану, с севера на юг, и с юга на север. 


«И себя они не называли кочевым народом. Их так назвали в основном европейские народы. Увлекаться этим термином я бы не стал»,  — подчеркнул профессор.

Аяган отметил, что применил бы другое определение. В науке есть такое понятие, как оседлые народы, «а кочевые народы — это народы Африки, арабы и берберы».


«Может быть, для нас был бы более удобен термин “кочевая цивилизация”»,  — предложил доктор наук.

Современные кочевники


Профессор обратил внимание на то, что в XX и XXI веках, веках урбанистики и технологической продвинутости, «все миры как бы сорвались с места». 


«Человек может, например, иметь прописку в Нью-Йорке, но работать в разных штатах. То же самое — в Европе»,  — сказал он.

Аяган считает, что сейчас понятие кочевого образа жизни приобретает новый смысл, и он относится ко всем народам, «потому что в современном мире все движется».


Но древние традиции сохраняются и сейчас, и профессор полагает, что это хорошо, поскольку они, среди прочего, воспитывают в мужчинах желание заниматься спортом, развивать свою физическую культуру. 


«Это очень важно, потому что современная молодежь мало двигается, постоянно сидит у компьютеров. И уши у них не слышат, и глаза плохо видят. А почему? Потому что мало занимаются спортом, все время находятся за компьютером»,  — отметил Аяган.

Профессор считает, что в этом ценность Всемирных игр кочевников — показывать, что людям нужно двигаться, заниматься физической культурой, выходить на свежий воздух.


«Люди хотят выглядеть ближе к культуре своих народов. Поэтому то, что молодежь сейчас увлекается, скажем, традиционными ювелирными изделиями, национальной одеждой. Это вполне приемлемо, это нормально. Люди не хотят жить как в казарме, где все должны быть похожи»,  — так Аяган прокомментировал традиционные мотивы в одежде и аксессуарах современной молодежи.

По мнению доктора наук, советская идеология все время пыталась нивелировать культуру разных народов — «будет какой-то единственный советский народ, какой-то единый язык, все должны жить как в казарме». Такой подход возмущал интеллигенцию. 


«Я думаю, то, что сейчас молодежь стала увлекаться архаичными вещами, вполне согласуется с общей культурой»,  — уверен Аяган.

Профессор подчеркивает, что при этом молодежь не берет слепо форму одежды, ювелирных украшений, а адаптирует к современным трендам, делает вещи красивыми, легкими, удобными.


Абжанов заметил, что молодым людям свойственно вести активный образ жизни. 


«Молодой человек всегда хочет себя реализовать, показывая свои успехи окружающим. В том, что молодые люди сегодня используют в повседневной жизни сюжеты тенгрианства, номадизма - в этом ничего предосудительного нет»,  — сказал профессор.

По его словам, таким образом они выражают свои внутренние потребности, свои стремления к самореализации. И это хорошо, поскольку в подобных поступках молодых людей есть элемент уважения к прошлому, к предкам. 


«Наша молодежь просто обязана уважать свое прошлое, свои традиции, обычаи»,  — уверен Абжанов.

Казахстан, как напомнил профессор, по площади занимает девятое место. 


«В мире несколько тысяч этносов, но всего 200 народов имеют свои государства. Естественно, наша молодежь может гордиться нашим прошлым, нашими обычаями, традициями. И, в то же время, совершенствуя свое мышление, свое поведение, свой менталитет»,  — считает Абжанов.

Он подчеркнул, что «каждый народ имеет свой вид, свою культуру». И «эта культура прошла испытания временем». Профессор также привел в пример характерные для казахов уважение к старшим и гостям, многодетность в семьях. Он считает, что подобные вещи нужно больше культивировать. 


Всемирные игры кочевников 


Аяган отметил, что ему нравятся все виды спорта, представленные на Играх кочевников. 


«Они все служат физическому оздоровлению народов вообще, или человека конкретного. Все виды хороши, лишь бы человек не был травмирован»,  — заметил профессор.

По его словам, осуждать какие-то виды спорта за дикость нелепо, а противопоставить «козлодранию» (кокпару) можно корриду в Испании. 


«А кокпар чем хуже? Он не такой травматичный, скажем, как бокс»,  — уверен профессор. 

Он считает кокпар очень удобной, демократической формой спорта. 


«Многие казахские боксеры, олимпийские чемпионы начинали с кокпара, потом перешли в бокс, и получились олимпийские чемпионы. Что в этом плохого? Ничего. Лишь бы не пил и не курил»,  — сделал вывод Аяган.

Абжанов также высоко оценивает Всемирные игры кочевников.


«Таким образом мы сохраняем и передаем новому поколению людей наследие, исторические знания, игры передаются из поколения в поколение»,  — заметил профессор.

Однако он также считает, что необходимо приближать традиционные виды спорта к олимпийским.


«В Париже недавно прошла Олимпиада. Там теперь есть новый вид спорта — брейк-данс. На эти танцы смотреть невозможно, а скачки и кокпар — это прекрасные виды спорта, они должны быть популяризированы, обогатить Олимпийские игры»,  — привел пример Абжанов.

Профессор напомнил, что японцы включили в Олимпийские игры дзюдо, и считает, что казахи тоже могут разнообразить эти состязания национальными видами спорта.


«Просто надо с надеждой смотреть на будущее. Я говорю для того, чтобы наши спортивные функционеры получили идею какую-то для развития, для работы. Даже асык можно было бы сочетать с Олимпиадой»,  — уверен Абжанов.

Следите за новостями Taspanews