Гидроэколог о Балхаше: тяжелые металлы, климат и роль трансграничных рек

Фото: goodfon

На прошлой неделе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в саммите «One Water Summit» в Эль-Рияде (ОАЭ). На мероприятии стало известно, что Франция предоставит Казахстану 1,35 миллионов евро для сохранения озера Балхаш. Грант позволит провести масштабное исследование экосистемы озера, по итогам которого будет составлен план по стабилизации уровня воды длительностью до 2040 года. 


Между тем географическое положение Казахстана, зависящего в водохозяйственной политике от соседних стран, приводит к потерям части объемов трансграничных рек – в том числе, питающих Балхаш, что ставит его под угрозу исчезновения в течение ближайших десятилетий. 


О проблемах Балхаша, его уникальности и опыте Казахстана в сохранении водных экосистем корреспонденту Taspanews.kz рассказал гидроэколог, ведущий научный сотрудник, кандидат географических наук Амражан Таиров.


Климат и люди


Таиров отметил, что причины проблем озера по большей части известны, они глубоки и носят многофакторный характер. 


«Проводя аналогию наблюдения с тем, что происходит с живым организмом при нарушениях нормальной жизнедеятельности, мы также видим ясные болезненные симптомы в отношении экологического состояния озера Балхаш. Они показывают, что на водный объект воздействуют определенные проявления, которые негативно влияют на оптимально-естественное функционирование озера»,  – пояснил гидроэколог.

По мнению эксперта, главные факторы среди проблем Балхаша – это наблюдаемое изменение климата и хозяйственная деятельность в трансграничном бассейне с отголосками последствий от прошлых антропогенных воздействий. 


Изменение климата представляет собой изменение метеорологических элементов: количества атмосферных осадков, температуры воздуха, воздушных масс, влажность воздуха и т.д. Хозяйственная же деятельность ведет к нарушению водного (гидрологического) режима водотоков бассейна, в том числе, реки Или – основного источника питании озера, а также к увеличению объемов водозабора в трансграничном бассейне. 


«В целом, антропогенные нагрузки превышают, так называемую, буферную емкость экосистемы. Нужно понимать, что в конце концов, антропогенное воздействие или деятельность человека ускорило наступление определенных климатических циклов, которые могли протекать в естественных условиях на многие столетия дольше»,  – подчеркнул Таиров.

Названные факторы воздействия, считает гидроэколог, отражаются на уровенном режиме озера Балхаш и влияют не только на качественный состав воды, но и сказываются на гидробионтах. В водах озера наблюдается содержание тяжелых металлов, которые ранее не фиксировались: свинца, цинка, кадмия, кобальта и других веществ. Где-то их уровень остается в границах предельно допустимой концентрации, в какие-то сезоны или годы выше или ниже, но они присутствуют в воде устойчиво.


«Оказываемые воздействия могут угрожать потерей функционирования водоема или ее высыханием, как случилось с Аралом»,   – уверен Таиров.

Страны и реки


Эксперт отметил, что в объемах водных ресурсов трансграничной реки Или до 70% стока формируется на территории КНР, хотя она занимает всего лишь 20% водосборной площади бассейна, что приносит в озеро около 16 кубических километров в год. Этот показатель почти в 5,5 раз превышает весь накопленный годовой объем Коксарайского контррегулятора на трансграничной реке Сырдарья.


В общем водном балансе трансграничная река Или обеспечивает более 80% притока воды в озеро Балхаш. Эти соотношения формируемых объемов стока воды показывают, насколько водная экосистема региона зависит от «трансграничного стока».


«В этих условиях переговорный процесс между Казахстаном и КНР по вододелению трансграничной реки Или идут, причем тщательно выверенные работы ведутся для такого уровня очень плодотворно благодаря усилиям нашего Министерства водных ресурсов и ирригации РК, МИД РК, свой вклад вносят Институт географии и водной безопасности в части научной обоснованности и обеспечения гидрологической информацией, ну и, конечно же, авторитет президента, как главы государства и дипломата высочайшего уровня»,  – считает гидроэколог. 

Эксперт также обратил внимание, что подобные серьезные соглашения между государствами принимаются не сиюминутно, это долгий кропотливый процесс.


«Будем надеяться, что в скором времени соглашения будут подписаны»,  – отметил Таиров.

Эксперт рассказал, что в трансграничном Иле-Балхашском бассейне инструментальные наблюдения за режимом водных объектов проводились дольше ста лет, накоплен большой объем аналитической информации.


«Казахстан очень тесно сотрудничает с многими международными организациями с самого начала приобретения независимости нашей страны»,  – Таиров поздравил казахстанцев с наступающим праздником.

Гидроэколог рассказал, что многие эксперты-международники и международные организации тесно работают с учеными из Казахстана, в том числе, и по вопросам Балхаша. 


«Нашу общую систему управления ресурсами нельзя назвать совершенной, но и не бывает в мире идеальной. Каждая страна пытается перенять, использовать или адаптировать лучшие практики и прогрессивные методы управления, и мы не исключение. Например, Германия это управление водными ресурсами, Сингапур – рециркуляция воды, Нидерланды – управление гидрологическим процессом, Израиль  – высокие водные технологии… Но в нашем случае, в корректив вносится и учитывается специфика нашей водной отрасли и ее гидрографическая особенность»,  – подчеркнул эксперт.

По мнению гидроэколога, Казахстан одним первых серьезно испытал и испытывает влияние изменений климата и непосредственно антропогенное воздействие на территориях трансграничного бассейна. 


«Наши уникальные водоемы расположены в аридной климатической зоне и, в большинстве своем, бессточные, замкнутые и более чувствительны к изменениям»,  – пояснил Таиров.

Специалист полагает, что Казахстану есть чем поделиться с другими странами.


«Например, опытом сохранения Северной части Аральского моря и восстановления водной экосистемы казахстанского Приаралья. Опытом совместных работ между Казахстаном и Россией по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык (Урал). Есть хороший опыт по трансграничному сотрудничеству в бассейне Шу-Талас между Казахстаном и Кыргызстаном, и соответствующее соглашения. Это образцово-показательный пример для других бассейнов, стран»,  – привел несколько примеров гидроэколог. 

Как считает эксперт, в этом и заключается необходимость международного сотрудничества. И не случайно глава государства Касым-Жомарт Токаев председательствовал на международном форуме «One Water Summit» в Саудовской Аравии вместе с главой Францией, призвав к совместным мерам по укреплению водной безопасности, как основой устойчивого развития и лучшего будущего для человечества. 


«Это показатель успешности проводимой работы нашей страны на высокой арене»,  – уверен Таиров.

Арал и Балхаш 


Гидроэколог заострил внимание на том, что у Казахстана есть два своеобразных бессточных водоема, один из которых по своим размерам называется морем, другой – озером. 


«С потерей одного согласились, с другой – не желаем»,  – подчеркнул эксперт. 

По его словам, если принять, что Арал – это «пульсирующее сердце Евразии» с трансгрессивно-регрессивными процессами, то озеро Балхаш – это не только «жемчужина Семиречья (Жетісу)», но и «защитный купол» экосистемы Иле-Балхашского бассейна. 


Озеро Балхаш – уникальный водоем, имеющий глобальное значение в водном цикле и не только, естественный испаритель в сугубо аридной зоне, это настоящий «резерват», созданный самой природой более 30 тысяч лет назад. Все видовое разнообразие видов ихтиофауны и орнитофауны озера в совокупности с флористическим составом Иле-Балхашского бассейна тесно связаны с водным объектом, и сложились исторически именно на этой территории. 


Биологическое разнообразие представлено эндемичными и реликтовыми видами, имеющую огромную экосистемную ценность. К озеру и ее бассейну территориально и административно привязаны четыре области Казахстана, с крупными городами и миллионным населением. Озеро Балхаш для проживающего населения региона и развития экономики имеет важное значение, как источник водных ресурсов, объектов развития рыбоводства, пастбищно-сенокосных угодий, для развития земледелия и туризма, рекреации и т.д. 


«Одним словом, находят решения водной, энергетической и продовольственной безопасности страны»,  – пояснил гидроэколог.

В этих целях, по словам эксперта, необходимо повсеместно внедрять новые водосберегающие технологии в водном секторе для снижения нагрузки на водный сток бассейна и высвобождения дополнительного «экологического» или «водоохранного стока» для озера Балхаш. Также нужно проводить широкую диверсификацию системы земледелия в трансграничном бассейне, переходить к менее влагоемким культурам в растениеводстве, нужно развитие культуры в области водопользования и водопотребления в бассейне. 


Специалист отметил – есть надежда, что соглашающиеся стороны придут к взаимному пониманию, что для оптимальной сохранности экосистемы, необходимо будет поддерживать уровень озера Балхаш не ниже 342,5 м в абсолютных значениях для ее полноценного функционирования и предотвращения ее потери, последствия которой могут быть масштабными.


«Конечно же, мы не должны впадать в алармизм, а предпринимать определенные совместные шаги к недопущению негативных сценариев развития для озера Балхаш и водной экосистемы Иле-Балхашского трансграничного бассейна в целом»,  – подытожил Таиров.