Какое влияние на экономику Казахстана окажет «переезд» китайских Xiaomi и TCL из РФ

Фото: коллаж TaspaNews

Вчера стало известно, что китайские производители электроники Xiaomi и TCL рассматривают возможность переноса производства из России в Казахстан из-за угрозы вторичных санкций США и Евросоюза. Что это будет значить для Казахстана, корреспонденту Taspanews.kz рассказал финансовый аналитик, экономист Арман Бейсембаев.


«Миллиарды тенге, но не долларов»


«Какого-то большого экономического эффекта я бы ожидать не стал»,  — сказал Бейсембаев.

Экономист считает, что потенциальная релокация производств не будет подразумевать постройки большого количества заводов на территории республики — скорее, их количество будет исчисляться единицами. В зависимости от масштабов, завод может предоставить приблизительно 500-2000 рабочих мест. Гипотетическое производство сможет выпускать определенный объем, работать на внутренний рынок и на экспорт.


«Опять же, не думаю, что речь идет о миллиардах долларов. Даже близко нет. О миллиардах тенге — в принципе, да»,  — считает аналитик.

Вклад от такого переноса производства повлияет на статистику обрабатывающих промышленностей, попадет в статистику по не нефтяному экспорту, полагает эксперт. При этом Бейсембаев не думает, что рост представит собой десятки процентов, скорее всего, он будет небольшим.


Казахстан для Китая – «почти ничего»


Прокомментировал эксперт и само решение о «переезде»: 


«Производство в Казахстане не случайно, а собираются локализовываться, потому что это прямая связка с Россией».

По словам Бейсембаева, РК в качестве рынка мало интересует Китай.


«20 миллионов человек — это для такой большой экономики, как Китай, — почти ничего. Да, конечно, приграничные территории с Казахстаном, там есть отдельные компании, есть отдельные лица, есть физические, юридические, которые могут отдельно работать на наш рынок. Но в масштабах экономики это всего лишь 20 миллионов человек достаточно бедного населения, которое не представляет из себя никакого большого интереса. Основные рынки сбыта для Китая — это Штаты и Европа, даже не Россия»,  — пояснил эксперт.

Российская доля, по словам Бейсембаева, заметно выросла за последние два года, с начала войны с Украиной. Но даже при этом китайскому рынку и Россия, «по большому счету, не так интересна», как наиболее богатые и платежеспособные рынки Европы и Соединенных Штатов Америки. Причем США в большей степени, чем Европа, отметил экономист. 


«Ну, хорошо, может быть, два откроют завода, ну, три, ну, пять. Что это поменяет в глобальном масштабе в нашей экономике? Ничего не поменяет»,  — уверен Бейсембаев.

«Маленький заводик на 500 человек»


Скорее всего, по мнению финансового аналитика, в Казахстане будет не производственная линия, а линия сборки. Компоненты будут завозиться напрямую из Китая, а здесь только собираться:


«Это примерно такая же история, как и с автомобилями. Ну, существует у нас сборка автомобилей — и что? В масштабе региона, где будет стоять этот завод, он, может быть, будет какой-то синергетический эффект оказывать. А по большому счету, в масштабе всей экономики, насколько запуск сборки автомобилей у нас изменил структуру нашей экономики? Ни насколько. Мы как были сырьевой страной, таковой и остаемся»,  — объяснил эксперт.

Он добавил, что данную направленность Казахстана планирующийся перенос не изменит. По словам экономиста, до 60% всех поступлений в бюджет приносят сырьевые производства.


Завод, возможно, будет платить 1-2 миллиарда налогов. 


«Опять же, я не знаю масштабов производства. Это может быть маленький заводик на 500 человек, и тогда предмета обсуждения в принципе не существует»,  — заметил финансовый аналитик.

Бейсембаев обратил внимание на то, что Xiaomi самостоятельно более тридцати лет растила кадры, и на данный момент выпускает огромную линейку различных товаров. Но при этом компания не обладает собственной производственной базой.


«Сам Xiaomi ничего не производит, потому что Xiaomi — это, грубо говоря, конструкторское бюро, которое у себя сидит в кабинетах и рисует. “Мы хотим телефон вот таких вот размеров, вот с такими техническими параметрами, с таким-то экраном, с таким чипом, с такой памятью”... Сам Xiaomi ничего не производит. В собственности Xiaomi нет ни одного завода. Они делают чертеж, скажем так, техническое задание, ТЗ. А потом они это ТЗ отправляют на заводы, которые существуют в Китае»,  — подытожил Бейсембаев.