Казахстан молчит, а экономика теряет: эксперт об атаке на КТК

Казахстан молчит, а экономика теряет: эксперт об атаке на КТК фото на taspanews.kz от 19 февраля 2025 11:27
Фото: КТК

17 февраля, в понедельник, нефтеперекачивающая станция «Кропоткинская», часть Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), была атакована беспилотниками. Станцию вывели из эксплуатации. Нефть по трубопроводной системе Тенгиз – Новороссийск транспортируется на пониженных режимах перекачки в обход «Кропоткинской». Расположенная в Кавказском районе Кубани, она является крупнейшей нефтеперекачивающей станцией КТК на территории Российской Федерации. Мнением о потерях КТК, возможных последствиях атаки и ее влиянии на экономику Казахстана с корреспондентом Taspanews.kz поделился член Общественного совета Министерства энергетики РК, основатель Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.


Член Общественного совета подчеркнул, что прямые затраты на ликвидацию последствий атаки достанутся пропорционально КазМунайГазу, как одному из акционеров КТК. Продолжение же атак может отразиться на экспорте нефти из Казахстана, на поступлениях в бюджет, и даже на курсе национальной валюты.


Вчера, 18 февраля, на совещании под председательством Владимира Путина заместитель председателя правительства РФ Александр Новак сообщил, что КТК снизил прокачку нефти на 30%.


«53,8 миллионов тонн нефти из Казахстана было передано по КТК в прошлом году. В месяц это 4,5 млн тонн, за 2 мес – 9 млн, соответственно, 30% от этого объема – 2,7 млн тонн или около 19,7 млн баррелей рыночной стоимостью ~$1,4 млрд (по $70/bbl). А ведь как минимум процентов 30% из этих денег ($600 млн или ~300 млрд тенге) непосредственно недополучит наш бюджет в этом году»,  – поделился расчетами Байдильдинов.

Член Общественного совета добавил – он удивлен тем, что Казахстан до сих пор не озвучил свою официальную позицию по этому вопросу. 


«Уже давно нужно было, как минимум, осудить и принять меры на дипломатическом уровне. Это наши активы, это нефть из Казахстана, которая поступает на мировые рынки. Мы теряем свои бюджетные поступления, нефтяные компании теряют свои доходы и ничего хорошего в этом, естественно, нет. Но уже третий день, а мы до сих пор не увидели и не услышали официальную позицию МИДа, Министерства энергетики, как заинтересованных сторон»,  – подчеркнул эксперт. 

Также Байдильдинов поделился, что заявление Минэнерго о том, что ограничений на прокачку казахстанской нефти нет, «несколько дезориентирует» – поскольку и КТК, и вице-премьер Александр Новак на совещании у Владимира Путина озвучил, что прокачка снижена на 30−40%.


«Здесь со стороны Минэнерго, конечно, может быть информация, что действительно, пока мы еще не сократили прокачку, и она идет в прежних объемах. Но она может накапливаться по пути следования в нефтехранилище, потому что они всегда есть и на нефтепроводах, и на самих месторождениях»,  – предположил член Общественного совета.

Эксперт пояснил, что такие меры предпринимаются в целях безопасности, или если проводятся ремонтные работы, и так далее.


«Но, безусловно, случай очень показательный, потому что необходимо обладать информацией, конечно же, всем. Неординарный, первый за все это время случай атаки на казахстанские объекты и активы. Все называют этот нефтепровод казахским, потому что более 80-85 процентов прокачки по нему – это нефть из Казахстана, в основном „трех китов“. Хотелось бы больше ясности в этом вопросе»,  – подытожил Байдильдинов.

Следите за новостями Taspanews