«Казахстанцы стали осознанными и образованными»: тягу к экостроительству объяснили эксперты

Фото: rawpixel

Казахстан объявил о цели достижения углеродной нейтральности к 2060 году, подтвердив свои обязательства по Парижскому соглашению. Частью устойчивого развития, соответствующего ЦУР ООН, которых Казахстан также обязался придерживаться, является «зеленое» строительство, набирающее популярность в развитых странах.


1 ноября казахстанский Отбасы банк подписал с Азиатским банком развития (АБР) меморандум о сотрудничестве, в рамках которого АБР планирует предоставить финансирование, ориентированное, в числе прочего, на поддержку данного строительства в стране. Проект будет способствовать росту объемов приобретения энергоэффективного, устойчивого, доступного экожилья.


Кроме того, количество подобной жилплощади в Казахстане увеличивается год от года. Однако даже в рекордный по этому показателю 2023 год, доля «зеленого» строительства от общего числа составила всего лишь половину одного процента.


О том, что принесет стране и населению экостроительство, о вреде урбанизации для экосистем, о современном понимании комфорта, об особенностях и сложностях экостроительства, редакции Taspanews.kz рассказали эксперты.


Что такое «зеленое строительство»


Архитектор-урбанист, автор канала «Градоблог Алматы» Владислав Филатов озвучил главную особенность экозастройки.


«„Зеленое“ строительство предполагает возведение зданий с минимальными теплопотерями, и системами для поддержания автономности жизнедеятельности внутри них»,  — подчеркнул он.

Эксперт FIRST ECO BUERAU Алия Эрмакбаева дополнила слова архитектора. По ее мнению, мы все больше обращаем внимания на то, чтобы наша жизнедеятельность (частная жизнь, работа, учеба, бизнес) поменьше вмешивалась в окружающую среду и поменьше, насколько это возможно, наносила ей вреда. По крайней мере, осознанная часть общества старается жить и работать именно так. 


«Потому что мы уже знаем, что интенсивная урбанизация городов и в целом технопрогресс привел к глобальным экологическим проблемам, а в некоторых случаях и к катастрофам — я говорю о безвозвратной утере экосистем. У нас, к примеру, это Аральское море. Именно поэтому в нашу жизнь активно и прочно вошли слова с приставкой „эко“»,  — подчеркнула Эрмакбаева. 

Она рассказала, что «зеленое» строительство или экостроительство, экодевелопмент — это вид и дальнейшая эксплуатация зданий и сооружений, подразумевающий минимальное воздействие на окружающую среду. Экологичные здания снижают негативное воздействие на среду в которой они присутствуют, и с которой взаимодействуют, за счет сокращения потребления воды или использования очистных сооружений с возможностью повторного использования, рециркуляции воды. Также за счет сокращения использования электричества и энергии, или использования альтернативных источников и других природных ресурсов, сокращается количество выбросов и отходов.


«Зеленое» строительство в мире


Методик «зеленого» строительства и эксплуатации, по утверждению Эрмакбаевой, много. 


«В основном, большинство методик разработаны странами, которые раньше нас стали обращать внимание на проблемы экологии, и выработали, и внедрили решения. Сегодня мы берем такой международный опыт, адаптируем его и внедряем на нашем пространстве. По крайне мере стараемся»,  — рассказала эксперт.

По словам Филатова, в Европе и Америке сейчас всерьез занимаются проблемами экологии и одна из проблем, которую пытаются решить — теплопотери. Теплопотери происходят зимой из-за недостаточно качественно выполненной теплоизоляции и неправильно настроенного отопления и кондиционирования.


«Зимой приходится больше топить, а летом приходится больше охлаждать. В первом случае происходит большая нагрузка на ТЭЦ, во втором — приходится тратить много электричества»,  — пояснил архитектор.

Благодаря созданию замкнутого контура теплоизоляции, дома, построенные по «зеленым» технологиям, не охлаждаются и не перегреваются. За счет этого сильно снижается нагрузка на инженерные сети города или поселка. Если таких домов построить много, то от этого выигрывает весь город. 


«Поэтому необходимо заниматься „зеленым“ строительством на регулярной основе»,   — уверен Филатов.

Но перед этим, как считает эксперт, нужно будет провести законодательную работу, чтобы обязать застройщиков делать жилье и общественные здания с использованием «зеленых» технологий.


Отличным дополнением к теплоизоляции зданий, по мнению Филатова, являются солнечные батареи, зеленые кровли и ветряки. Благодаря солнечным батареям можно генерировать часть электроэнергии для автономной работы света и кондиционирования. Излишки электроэнергии можно отдавать в городскую сеть. То же самое относится и к ветрякам. 


«Зеленые кровли же работают не только для создания благоприятной городской среды, но и для задержки осадков. Вода, собранная такими кровлями, направляется по трубопроводам в емкости, откуда ее можно будет использовать для полива придомовой территории»,  — пояснил архитектор.

По его словам, в данной сфере есть множество интересных и экологичных решений: трехкамерные стеклопакеты, умные устройства для проветривания помещений, воздушные фильтры, геотермальные обогреватели и так далее.


«Зеленое» строительство в Казахстане


Филатов рассказал, что практика «зеленого» строительства в нашей стране существует недолго и пока что построено по данным технологиям не более дюжины зданий.


«В основном это усадебная застройка в богатых районах»,  — привел пример архитектор.

Того же мнения придерживается и Эрмакбаева.


«Мы пока находимся в стадии изучения и тестовых внедрений каких-то „зеленых“ технологий и методик, и это нормально. Любые новые технологии встраиваются в существующие системы и процессы безболезненно, и не нарушая планы и графики строительных работ и процессов. Эко Бюро консультирует компании в вопросах встраивания целей устойчивого развития (ЦУР) в текущие цели и задачи компаний так, чтобы они не тормозили текущие процессы — это основной и решающий момент ввода чего-то нового»,  — развила тему глава Бюро. 

Эрмакбаева пояснила, что среди консультирующихся организаций и тех, кто уже стал участниками ESG-трансформаций, есть и строительные компании.


«Например, компания RAMS в этом году начала с нами аудит своих девелопмент-процессов, и в области СМР, и в области управления, с целью декларировать первый ESG-отчет, соответствующий международным стандартам. Это правильный и жизнеспособный путь трансформации, когда компания честно фиксирует свой текущий экостатус, и исходя из этого ставит себе реально достижимые цели на ближайшие несколько лет. Она постепенно будет менять процессы и строительства, и управления, ориентируясь на экологичность, то есть наименьшее воздействие на окружающую среду»,  — пояснила специалист.

По мнению Эрмакбаевой, в переходе на экостроительство «особых» сложностей нет.


«Самое сложное — принять решения и взять на себя ответственность жить и работать с учетом воздействия на окружающую среду, помня о том, что в ней будут жить наши дети и будущие поколения. Сильнее мотивации нет. Подземные камни, какие-то сложности, непредвиденные моменты, — будут и есть всегда в любых процессах, и это нормально. Главное ведь не проблема, а отношение к ней. Когда возникает проблема, мы ее ставим в задачу, и вырабатываем план преодоления, план мероприятий. Риск-менеджмент»,  — считает эксперт.

Также глава Эко Бюро пояснила, что государство призывает и поддерживает «зеленое» строительство разными инструментами — в частности, есть и «зеленое» финансирование проектов.


В качестве примеров уже построенных экозданий в Казахстане Филатов назвал Talan Towers в Астане.


Фото: talantowers.com

Ответ архитектора дополнила глава Эко Бюро:


«Из реализованных проектов я лично знаю в Алматы здание Учет.кз и его автора и владельца — Максима Барышева. Здание компании Учет.кз — яркий пример „зеленого“ строительства и девелопмента. С момента проектирования, продолжая строительно-монтажными работами, и сегодня, во время эксплуатации здания — все делается с учетом наименьшего воздействия и бережного отношения к окружающей среде. В здании есть и рециклинг воды, и сбор дождевой для полива прилегающей зеленой зоны, и бесконтактная сантехника, датчики освещения, раздельный сбор твердых бытовых отходов и многое-многое другое»,  — перечислила Эрмакбаева.

Будущее «зеленого» строительства


Филатов полагает, что ценность экостроительства для общества достаточно велика. 


«В первую очередь — это борьба с загрязнением воздуха через строительство энергоэффективных зданий. Чем меньше нужно угля и электричества для обогрева или кондиционирования такой застройки, тем лучше для города»,  — привел пример архитектор-урбанист.

Также зеленые кровли помогают бороться с эффектом «теплового острова» и задерживать осадки перед тем как они попадут в арыки. За счет сбора и хранения дождевой воды можно снизить потребление чистой питьевой воды для полива города.


Однако эксперт отметил, что в постройке такие здания — дороже, и требуют большей квалификации от строителей. 


«Они дороже в краткосрочной перспективе, но дешевле в долгосрочной. Не дешевизна, а экономия в долгосрочной перспективе за счет уменьшения нагрузок на инженерные сети. Счета получаются значительно меньше»,  — пояснил Филатов.

Эрмакбаева считает, что рост популярности «зеленого» строительства в Казахстане связан, в первую очередь, с международными обязательствами, которые берутся на уровне страны, и по которым казахстанцы в общем будут снижать негативное воздействие на окружающую среду, и будут снижать свой углеродный след.


«Казахстан — страна, состоит из нас с вами, а выбросы, углеродный след — это результат нашей с вами жизнедеятельности. Мы ездим на автомобилях, мы работаем на заводах, мы добываем уголь и руду, нефть, и так далее. Снижать негативное воздействие мы, наши производства, должны за счет встраивания наилучших доступных технологий в свои процессы с целью снижения воздействия и сбережения природных ресурсов»,  — пояснила эксперт.

Второй причиной возросшей популярности экотехнологий в строительстве глава Эко Бюро назвала то, что часть казахстанцев стала более осознанной и образованной в направлении экологии, люди стали более требовательны к себе и окружающим, особенно молодое поколение.


«Выбирая себе дом, квартиру или офис, стали задавать больше вопросов. А как и из чего построено? Сколько будет зеленых зон, уровень комфорта? А места для активного или спортивного отдыха, а безопасный двор, а сервисы и инфраструктура в шаговой доступности?.. И так далее.. То есть, социальный запрос отчасти заставляет девелоперов шагать быстрее в направлении „зеленого“ строительства»,  — подытожила Эрмакбаева.