КГД объяснил массовую блокировку банковских счетов у казахстанцев
4 декабря 2024 года Комитет государственных доходов (КГД) Министерства финансов Республики Казахстан предоставил разъяснения относительно массовой блокировки банковских счетов физических лиц, передает Taspanews.kz со ссылкой на официальный сайт ведомства.
Разъяснения стали необходимы после того, как сотни тысяч граждан, включая индивидуальных предпринимателей и частных практиков, столкнулись с блокировкой своих счетов на фоне несвоевременной подачи деклараций.
«В этом году в Казахстане завершили третий этап всеобщего декларирования, который стал значимым шагом в рамках налоговой реформы. Впервые в рамках этого этапа предприниматели, включая руководителей, учредителей и участников юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, обязаны были задекларировать свои активы как на территории Казахстана, так и за рубежом. Для подачи деклараций был введен новый формат – «входная» декларация по форме 250.00»,
Однако не все налогоплательщики успели вовремя выполнить свои обязательства.
«Важно отметить, что декларации должны были подаваться в период с 1 января по 16 сентября 2024 года, что составляло почти 8,5 месяца. Этот срок, с одной стороны, должен был обеспечить достаточное время для подготовки и подачи необходимых документов. С другой стороны, из-за высокой сложности и объемности самого процесса декларирования, многие граждане и предприниматели столкнулись с трудностями, что привело к массовым задержкам. В течение указанного времени органы государственных доходов активно информировали налогоплательщиков через различные каналы – СМИ, SMS-оповещения, а также разъяснительные мероприятия. Несмотря на это, не все смогли вовремя сдать декларации, что в итоге привело к блокировке их банковских счетов»,
Те, кто не успел подать декларацию в срок, получили уведомления от налоговых органов с указанием на нарушения и с предоставлением дополнительных 30 рабочих дней для исправления ошибки. Это в сумме дало гражданам и организациям десять месяцев для выполнения своих налоговых обязательств.
«Декларации считаются неполными или неправильно поданными, если в них отсутствуют ключевые данные, такие как код налогового органа, налоговый период или дата составления декларации. Также под неполную декларацию попадает та, которая была отклонена системой и получила статус «Отказ в обработке». В таких случаях налогоплательщики могут исправить ошибки, отозвав поданную декларацию и подав новую, исправленную версию»,
Приостановление расходных операций по банковским счетам физических лиц коснулось, в первую очередь, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, что связано с нормами статьи 118 Налогового кодекса РК.
«Налоговые органы предусмотрели возможность для исправления ошибок: после того как налогоплательщик подает исправленную декларацию, его счет будет разблокирован в течение одного рабочего дня. Кроме того, для граждан, впервые нарушивших сроки подачи деклараций, предусмотрено предупреждение, а не штраф»,
По данным Комитета, из 4,8 миллиона человек, обязанных подать декларации, более 68,3 тысячи индивидуальных предпринимателей и людей, занимающихся частной практикой, столкнулись с блокировкой своих банковских счетов. Это составляет около 1,4% от общего числа.