Кыргызстан берет религию под контроль. Стоит ли Казахстану поступить так же

Фото: Сгенерировано ИИ

Религиозных проповедников в Кыргызстане решили взять под контроль. Отныне они смогут работать только при наличии удостоверения и регистрации. Доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований и профессор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Асылбек Избаиров в беседе с корреспондентом Taspanews.kz сравнил казахстанское законодательство в религиозной сфере с кыргызстанскими нововведениями и предостерег от чрезмерного контроля верующих.


Религиозная реформа


По информации «Восточного экспресса», о решении ужесточить контроль деятельности проповедников в Кыргызстане заявили в Госкомрелигии республики.


«В закон вводится термин „проповедник“. Если документ примут, в подзаконных нормативных актах все будет четко прописано, будут выдавать удостоверения и осуществлять контроль. Потому что люди, плохо разбирающиеся в религии, могут неправильно ее распространять, в обществе могут возникнуть споры»,  — приводит издание слова представителя ведомства Алмазбека Курбаналиева.

Кроме того, как говорится в статье, государственная комиссия решила внести в законодательство сразу несколько изменений, связанных с религией. Инициативы предлагают введение запрета на ношение в общественных местах и госучреждениях одежды, скрывающей лицо. Исключение готовы сделать только для людей, которым необходимо так одеваться из-за профессии или по медицинским показаниям. В противных случаях нарушителям будут выписывать крупные штрафы.


Кроме того, в Кыргызстане предлагают усилить контроль распространения религиозной литературы и материалов в общественных местах и учреждениях, преподавания религиозных дисциплин вне официальных учебных заведений, а также вмешательства религиозных организаций в деятельность органов власти.


Нововведения собраны в закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в религиозной сфере», инициативу вынесли на общественное обсуждение.


Нужно ли это Казахстану


Асылбек Избаиров отметил, что в Казахстане вопросы религиозной проповеди, распространения литературы о религии «уже давно регулируются похожим образом законом „О религиозной деятельности и религиозных объединениях“ от 2011 года».


«То есть в каком-то смысле Кыргызстан нас только догоняет в этом плане. Правда, как мы видим, они это оформили в один „пакет“ с ограничениями на ношение никабов, закрывающей лицо религиозной одежды. У нас, как известно, также готовятся обсуждать аналогичные запреты. Правда, по словам некоторых скандальных депутатов парламента, готовятся обсуждать ограничения и на ношение хиджабов, которые лицо не закрывают»,  — сказал доктор наук.

Он напомнил, что на такую «радикальную меру» уже пошли власти Таджикистана.


«Это уже вызвало серьезный отток населения из страны и обострило социальные отношения. Чем это кончится для официального Душанбе, пока неизвестно. Вполне возможно, что такие меры вообще могут вызвать эффект противоположный задуманному и поставят страну на порог превращения во второй Афганистан, где религиозная часть населения возьмется за оружие. Тем более, что в этой стране уже была Гражданская война между религиозными и светскими силами в 1992-1997 годы»,  — предостерег эксперт.

По его мнению, по этой причине в Кыргызстане «на такие крайние меры не пойдут».


«Надеюсь и у нас тоже возобладают доводы рассудка — и на хиджаб в общественных местах покушаться не будут. В целом, регулирование законом отношений в сфере религии — это положительный процесс. Главное — чтобы он был в рамках уважения к правам верующих. Тут главный принцип — ограничивать не тех, кто представляет собой лояльное государству большинство, готовые отдавать детей в школы, работать, платить налоги, представлять своей государство в спорте, а исключительно антигосударственные поползновения»,  — подчеркнул Избаиров.

Он добавил, что распространение ислама, расширение его исповедания — «общемировая тенденция».


«И пытаться сдерживать ее в отдельных постсоветских странах также эффективно, как строить речные дамбы против океанского прилива. Вместо этого наши политические элиты должны быть озабочены построением созидательных отношений с религией, укреплением ее традиционных институтов, интеграцией их в гражданское общество, вовлечением верующих в строительство и развитие страны»,  — заключил эксперт.