Отмена госрегулирования: что будет с ценами на бензин и дизель
![Отмена госрегулирования: что будет с ценами на бензин и дизель Отмена госрегулирования: что будет с ценами на бензин и дизель фото на taspanews.kz от 23 января 2025 11:09](https://taspanews.kz/static/n/m68y0a3i1bl24uu91zxorg.webp)
Вчера, 22 января, на портале «Открытые НПА» завершилось обсуждение документа «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства энергетики РК», который подразумевает отмену государственного регулирования цен на бензин и дизель в стране. О том, как повлияет на население отмена данных приказов, инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли Казахстана и о том, как связаны цены на бензин и картошку в стране, корреспонденту Taspanews.kz рассказал член Общественного совета Министерства энергетики РК, основатель Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.
Дефицит нефти
Байдильдинов считает, что решение об отмене госрегулирования цен на топливо зрело уже давно, а продолжать издавать приказы об очередном повышении цен было уже бессмысленно, поэтому Министерство энергетики сделало верный шаг, опубликовав проект документа об утрате действия приказов по регулированию цен на топливо.
«Плюс – там сдвигаются цены и формулы по сжиженному газу и природному газу. Решение верное, назрело давно. В моем Telegram-канале я описывал, что сейчас нефтяные компании поставляют нефть по 20−25 долларов за баррель на внутренний рынок. Это ниже средней отраслевой себестоимости в 40 долларов. Они поставляют уже 60−70 процентов от добываемых объемов на внутренний рынок. И при этом экспорт, естественно, уже не покрывает эти убытки, которые есть от казахстанских поставок. При этом крупные компании – Карачаганак, Кашаган, Тенгиз, – не поставляют нефть на внутренний рынок. Это одна из причин того, что у нас не хватает сырой нефти на переработку»,
По словам Байдильдинова, сейчас три крупных НПЗ, которые принадлежат Казумнайгазу и контролируются им, работают на полную мощность, также перерабатывает нефть сектор мини-НПЗ. Из 18 миллионов тонн переработки нефти Казахстан производит 14,5 миллионов тонн нефтепродуктов, за исключением мазута. Сверх этой суммы страна импортирует по индикативному плану беспошлинно в рамках ЕАЭС еще 1,6 миллиона тонн нефтепродуктов в 2025 году.
«Таким образом, зависимость от импорта у нас растет ежегодно. Мы не можем контролировать импортные цены. Казмунайгаз или КТЖ, естественно, не могут постоянно брать на себя убытки и компенсировать это. И этот дефицит будет нарастать с каждым годом. Даже после отпуска цен у нас не появится новых заводов по щелчку пальцев. И мы будем до 2030 года, как минимум, зависеть от импорта, а тогда должен будет завершиться проект расширения мощности ТОО ПКОП – это шымкентский НПЗ, с 6 до 12 миллионов тонн. К тому времени, возможно, мы перекроем дефицит»,
Рост цен
Эксперт отметил, что ежегодно автопарк Казахстана растет. Сейчас в стране зарегистрировано 5,7 миллионов автомобилей. Прирост количества автомобилей ежегодно составляет 6-8 процентов. Чтобы обеспечить растущий спрос, необходимы новые месторождения, новые нефтеперерабатывающие мощности – но ни того, ни другого в Казахстане нет.
«Нужно понимать, что годы регулирования цен убили инвестиционную привлекательность. Никто уже не хочет ни строить заводы, ни заниматься поиском и вводом в эксплуатацию новых месторождений нефти и газа. Корень проблем здесь лежит в курсе национальной валюты. Когда курс национальной валюты падает, себестоимость любого товара, любой услуги в Казахстане возрастает, даже если они производятся внутри страны»,
В начале 2000 годов и сейчас в Казахстане, по словам члена общественного совета, цены на топливо одинаковы. Например, стоимость 92 бензина составляет порядка 40 центов.
«Естественно, за эти 20 с лишним лет была и долларовая инфляция, и мировая инфляция, а цены в Казахстане остались такими же. Если бы у нас курс валюты не падал со 150 до 530 и держался бы на уровне 150, у нас топливо стоило бы, как и раньше, 50−60 тенге»,
Байдильдинов отметил, что рост цен в Казахстане всегда обусловлен ежегодно падающим курсом национальной валюты.
«То же самое, что сейчас происходит с картофелем. Ничего не поменялось в Казахстане, как было производство и запасы, так и остались, но из-за снижения курса тенге его стало выгодно вывозить в Узбекистан. Поэтому выросли объемы поставок в соседнюю республику, а в Казахстане начался дефицит, и теперь правительство ограничивает экспорт этого товара. Ничего не поменялась, кроме курса, и это мгновенно отразилось даже на картофеле. Корень всех бед, которые есть в стране – это вечно падающий тенге, который и приводит к удорожанию всего»,
Одномоментная девальвация
«Цены я давно называл, 92 бензин – 60 центов по безубыточности для всей цепочки, это по текущему курсу 530 тенге за доллар составит порядка 320 тенге за литр, а 95 бензин – порядка 350 тенге, то есть примерно на 5 процентов дороже. Не на 30 процентов, как сейчас, а на 5, потому что в текущей ситуации, когда 95 бензин стоит 270 тенге, а 92 регулируется и стоит 205 – все, кто покупает 95 бензин, по сути, субсидируют тех, кто покупает 92»,
Байдильдинов считает, что в нормальной рыночной экономике не бывает подобных перегибов.
«В России разница между 92 и 95 бензином составляет 7 процентов, в Эмиратах – 3 процента. У нас дисбаланс приводит к тому, что все, кто покупают новые автомобили, субсидируют тех, кто ездит на старых авто. Это неправильно. Дизельное топливо будет стоить дороже 95 бензина, это порядка 360−380 тенге за литр, сжиженный газ – порядка 180−200 тенге»,
По словам эксперта, дефицит сжиженного газа нарастает, и есть вероятность, что Казахстан начнет импортировать его из Российской Федерации, как и все остальное. Цены на импорт российского топлива, естественно, будут существенно выше, чем текущие цены у нас. В настоящее время на сжиженный газ предусмотрен рост цен от 6 до 20 тенге за литр, но это не закрывает никаких проблем и от этого не станет больше перерабатывающей мощности, не появится сырья – это просто половинчатые меры.
Байдильдинов считает, что наилучшим решением будет отпустить цены на топливо одномоментно.
«Как одномоментная девальвация – в таком случае будет понятно, сколько стоит топливо, чтобы прогнозировать свои действия в будущем»,
Иначе ежемесячное или ежеквартальное повышение создаст опережающий рост инфляции, поскольку предприниматели будут ориентироваться на постоянный рост цен и, соответственно, тоже будут поднимать свои цены.
«Одномоментная топливная девальвация – это то, о чем я писал еще в 2019−2020 годах»,
Эксперт заметил, что эта идея подверглась серьезной критике, однако правительство в итоге пришло к данным давно необходимым мерам.
«Я думаю, что президент, требуя от правительства решительности и смелости, как раз имеет в виду избавление от таких непопулярных форм регулирования, которые уже давно перезрели в экономике»,