«Педофил выглядит как обычный человек»: эксперт о детской безопасности
Негативной статистикой в отношении детской безопасности и неприкосновенности на днях поделился EnergyProm. По данным аналитиков, в этом году жертвами сексуализированного насилия стало около 820 детей, что примерно на 84 ребенка больше, чем в прошлом году.
Еще больше шокирует общество тот факт, что, как правило, чаще всего дети оказываются под угрозой там, где должны получать максимальную безопасность: у себя дома, в кругу родственников или в школе.
О том, как можно помочь ребенку осознать возможную опасность и вовремя себя обезопасить, корреспондент Taspanews.kz поговорил с Елизаветой Пушковой, тренером по детской и подростковой безопасности, психологом, эмотологом и Членом международного сообщества по предотвращению насилия и пренебрежительного обращения с детьми «ISPCAN».
Ошибки в воспитании
По мнению эксперта, в большинстве случаев ребенок сам уходит с потенциальным похитителем, педофилом — особенно, если это человек, с которым ребенок уже знаком.
В таких ситуациях несовершеннолетний может даже не осознать опасность или проигнорировать ее, несмотря на внутренний дискомфорт.
Основная причина, как отмечает Пушкова, это отсутствие очень важных факторов в родительском воспитании.
«У ребенка сформировали неверный стереотип о преступнике. Он ждет, что „плохой человек“ обязательно будет в черной маске с оружием, но ведь педофил всегда выглядит, как обычный человек. Нужно научить ребенка, что опасность может исходить от абсолютно всех незнакомцев: от женщины, мужчины, подростка, даже от пожилых людей. Разговоры с незнакомцами — это опасность! Это то, чему мы должны научить наших детей в первую очередь»,
Дерзкое похищение
«В 90 процентов случаев криминальных кейсов дети добровольно уходят с педофилом, с похитителем. Они боятся показаться грубыми, невоспитанными — это ошибка родительского воспитания»,
По словам эксперта, «дерзкие похищения» по типу «ехала-ехала машина, схватили ребенка и затащили в нее» — это лишь малый процент от всей доли преступлений, в том числе и сексуализированных, против детей и подростков. Чаще всего ребенок уходит с преступником добровольно.
«Работу над поведением нужно проводить постоянно. Недостаточно сказать об этом один раз. Напоминаем ребенку базовые правила безопасности постоянно, чуть ли не каждый день»,
Отдельного внимания, как отметила эксперт, заслуживают случаи, когда ребенок остается дома один.
«Перед уходом всегда говорим, что никому дверь не открываем. Сантехника не вызывали, курьеры не придут. В случае ЧП пусть ребенок звонит вам, но не открывает дверь незнакомым людям»,
Просьба может быть разной
Пушкова пояснила, что такой подход не нужно расценивать, как социофобию.
«Мы привыкли учить наших детей уважению взрослых и тому, что взрослым нужно помогать. Но ни один взрослый, по факту, не будет просить помощи у ребенка. Он попросит помощи тоже у взрослого, верно?»
Поэтому, по словам эксперта, важно научить ребенка отличать безопасную просьбу от подозрительной. Например: женщина на бегу в двух метрах от ребенка спрашивает, в той ли стороне находится 32 дом: есть расстояние, есть вопрос, на который ребенок может ответить и сразу уйти. Это безопасная просьба. Если же взрослый просит ребенка проводить его куда-то, сам его куда-то приглашает, просит пойти с ним за какими-нибудь вещами — такое поведение должно вызвать у ребенка автоматически подозрение.
«Это грань, которую нужно помочь ребенку научиться различать. Расстояние, короткий разговор (буквально три секунды), никаких сближений и прикосновений»,
«Это два основных правила детской безопасности, которые должны, в первую очередь, выучить сами родители: первое — преступник выглядит как обычный человек; второе — взрослым помогают только взрослые»,