Почему Смаилов считает, что КТЖ оказался на грани выживания
Бывший премьер-министр Казахстана, председатель Высшей аудиторской палаты РК Алихан Смаилов, выступая на пленарном заседании в Мажилисе, заявил, что крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети «Казахстанские железные дороги» (КТЖ или «Қазақстан темір жолы») находится на грани выживания, сообщает Taspanews.
По словам Смаилова, на развитие железнодорожной отрасли за последние 4 года было направлено около 2 трлн тенге, из которых 332 млрд тенге выделили из бюджета. Но, несмотря на значительное финансирование, «этого оказалось недостаточно для бесперебойного и качественного обеспечения потребности экономики в перевозках грузов и пассажиров».
Председатель ВАП отметил, что на сегодняшний день есть высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. С 2020 года по 2023-й было зафиксировано более 4 тысяч нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. В прошлом году поезда суммарно задержались на 412 часов.
«Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге»
По его словам, запущенный в 2018 году пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть не возымел должного эффекта и привел к потере доходов КТЖ.
Смаилов заметил, что частные перевозчики грузов предпоситают наиболее прибыльные перевозки, среди которых – транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда на электрифицированных участках.
Долг в 2,9 трлн тенге
Как отметили в пресс-службе Мажилиса, «за 10 лет долг АО «Қазақстан темір жолы» увеличился с 928 млрд тенге до 2,9 трлн тенге или на 212,7%».
Одной из причин низкого качества содержания дорог республиканского значения была названа «не укомплектованность дорожных служб дорожно-эксплуатационной техникой до установленных нормативов».
«Кроме того, актуальны вопросы нехватки вагонов, несоответствия пассажирских вагонов санитарным требованиям, полной цифровизации контроля качества дорог, увеличения длительности и стоимости работ по реконструкции»
В итоге депутаты нижней палаты парламента рекомендовали правительству, Министерству транспорта и национальному перевозчику принять меры по уменьшению объема долговой нагрузки КТЖ, «усилить государственный контроль в сфере железнодорожного транспорта, установить обязательства перевозчика по модернизации, реконструкции и обновлению активов, обеспечить прозрачность распределения мер государственной поддержки социально значимых железнодорожных перевозок путем цифровизации процессов проведения конкурсов, создать условия для развития магистральных железнодорожных путей за счет частных инвестиций, принять меры по недопущению тяжеловесных автотранспортных средств с превышением весовых параметров на автомобильные дороги и другие».