Проверки бизнеса в Казахстане выросли на 620% за 6 месяцев. Кого и за что наказали?

Фото: Pexels

Министерство торговли Казахстана сообщило, что число проверок предпринимателей увеличилось на 620% из-за жалоб потребителей. В каких случаях бизнесменов или продавцов привлекают к ответственности – в материале Taspanews.kz.


Десятки тысяч жалоб


Согласно информации, опубликованной на сайте официального информационного ресурса премьер-министра РК, в первом полугодии 2024 года было рассмотрено 24 441 обращение казахстанцев, пожаловавшихся на предпринимателей.


Отмечается, что этот показатель на 60% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Всего за шесть месяцев 2024 года проведено 570 проверок субъектов предпринимательства.


«Темп роста по сравнению с прошлым годом составил 620%. К административной ответственности привлечено 648 субъектов, в 4 раза больше прошлого года. В результате предпринятых мер права потребителей защищены на сумму свыше 777 млн тенге» - говорится в сообщении.

Кроме того, был исследован 681 вид продукции: молоко, сливки, кефир, сливочное масло, подсолнечное масло, творог, сыр, мясо птицы, мясо рыбы и колбасные изделия. Уточняется, что по 337 видам продукции выявлены нарушения в части маркировки (например, отсутствие информации о товаре на государственном языке) – 83,2% от общего числа нарушений. А по 68 видам продукции выявлены несоответствие по составу, реализация товара с истекшим сроком годности, отсутствие необходимых документов.


За что и как наказывают


Юрист Айман Айсина рассказала корреспонденту редакции Taspanews.kz, в каких случаях привлекают к ответственности предпринимателей и продавцов.


«За нарушение в сфере защиты прав потребителей продавец может быть привлечен к административной ответственности за следующие действия: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, за отсутствие информации на казахском и русском языках информации о контактных данных продавца. А также в случае необеспечения обмена или возврата товара» - сказала Айсина.

Она добавила, что также существует «ответственность за непредоставление по просьбе покупателя необходимой информации о товаре, его месте происхождения, изготовителях, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий».


«Иными словами, в случае, если на товаре отсутствует этикетка или маркировка с информацией о товаре и контактными данными продавца», - пояснила эксперт. По ее словам, деятельность продавца регламентируется Законом РК о защите прав потребителей.


«Продавец обязан осуществлять торговлю, соблюдая ряд правил. Например, необходимо выдавать фискальный чек после совершения оплаты покупателем, осуществлять возврат и обмен товара в течение 14 календарных дней с даты покупки, продавать только качественный товар, который отвечает всем требованиям безопасности. Если это пищевая продукция, то должны быть соблюдены условия хранения и срок годности товара» - заметила юрист.

Она также отметила важность размещения продавцами на казахском и русском языках информации о своих контактных данных, куда можно отправить претензии по качеству.


«При первом нарушении делают предупреждение. При повторном налагают штраф на физических лиц в размере десяти МРП. А на субъектов малого предпринимательства - в размере 20 МРП. На субъектов среднего предпринимательства – в размере 30 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 месячных расчетных показателей» - заключила Айсина.