«Ситуация ни акимату, ни полицейским не интересна» — эксперт объяснил вседозволенность самокатчиков

«Ситуация ни акимату, ни полицейским не интересна» — эксперт объяснил вседозволенность самокатчиков фото на taspanews.kz от 16 августа 2024 16:29
Фото: Сгенерировано ИИ

Несмотря на ужесточение правил, водители электросамокатов остаются одной из главных проблем на улицах Казахстана, особенно в Алматы. Они рассекают по тротуарам, превышают скорость, регулярно сбивают пешеходов. 1 августа на портале E-petition появилась петиция с требованием запретить аренду электросамокатов в стране. Редакция Taspanews.kz пообщалась с жителями южной столицы и выяснила, как они относятся к самокатчикам, а также узнала, как в акимате и полиции города борются с нарушителями ПДД на двухколесном транспорте.


«Страшно ходить по улице»


«На днях на проезжей части была пробка. Один хитрый мопедист решил ее объехать по тротуару, а там шел я. Я его не пустил — ведь он вообще не имеет права ездить по пешеходным зонам. Он сзади газовал, пытался вынудить меня отойти. Но я не уступил. Едва дорожка расширилась — он стремительно меня обогнал и попытался вернуться на проезжую часть. Не повезло: буквально за соседним деревом его поджидала машина патрульных. И, едва они остановили мопедиста, мимо меня по тротуару на большой скорости промчался парень на электросамокате. Чудом меня не сбил. Я поворачиваюсь к полицейским, спрашиваю: “А этого?” Но они только руками развели: “Не успели, он улетел уже”»,  — говорит алматинец Николай.

Еще одна жительница южной столицы рассказала нашему корреспонденту, что недавно ее мама вместе с отцом гуляла по улице. А сзади на арендованном электросамокате ехал подросток лет 15.


«Впереди идущий мужчина буквально спас маму. Он каким-то чудом заметил, что парнишка летел прямо на нее. Сразу быстро отвел маму в сторону. Мой папа уже в возрасте, ему почти 75. Теперь он просто боится ходить – повсюду самокаты. Он останавливает самокатчиков, которые едут слишком быстро. А ведь это почти каждый из них! Я беспокоюсь, что он этим спровоцирует кого-нибудь, его ударят или еще что-то сделают. Отец даже пытался обратиться в газету. Но мы его остановили, ведь это все бесполезно, пока самокаты не отменят на высшем уровне»,  — сказала алматинка.

Многие жители города жалуются на «беспредел», который устраивают на пешеходных дорожках водители электросамокатов.


«Яндекс» — одна из компаний, которая сдает в аренду электросамокаты в Казахстане. В приложении Яндекс Go прописаны актуальные правила пользования этим транспортным средством. Так, по тротуарам нельзя ездить со скоростью, превышающей 6 километров в час. Также действует правило «один человек — один самокат», больше нельзя. Кроме того, чтобы ездить по проезжей части, водителю электросамоката необходимо иметь водительское удостоверение любой категории, на нем обязательно должен быть надет шлем, а ночью — одежда со светоотражающими элементами.


Но алматинцы возмущаются, что в городе едва ли можно встретить человека на самокате в шлеме. И, хотя самокаты сдаются в аренду лицам с 18 лет, на них постоянно катаются подростки, часто по двое.


«Техподдержка игнорирует пользователей и полицейских»


На улицах Алматы много самокатов, которые сдает в аренду «Яндекс». Один из сотрудников компании на условиях анонимности рассказал нашему корреспонденту, что сервис часто не заботится о своих клиентах.


«Очень сложно завершить аренду в нашем приложении. Был случай – мужчина коряво закончил аренду, оставил самокат, его угнали, у человека 80 тысяч тенге списались»,  — пояснил он.

По словам нашего собеседника, самокаты, которые компания сдает в аренду, не новые.


«Из Израиля недавно закупили для Алматы 2000 штук, некоторые из них не рабочие. Наводят лоск на складе и делают вид новых. Техподдержка игнорирует пользователей, не выдает информацию об арендаторах даже полицейским. Недавно в Алматы ограбили женщину. Отобрали у нее сумку с 5 млн тенге на самокате. Но техподдержка Яндекса не выдает информацию»,  — добавил сотрудник.

Он отметил, что в компании «подтверждают, что отследить самокатчика на данный момент невозможно».


«То есть, если тебя сбили – могут только посочувствовать. Велодорожек в городе мало, они слишком дорогие, и на каждом шагу их не сделаешь. Отследить самокат реально на самом деле, технические возможности на данный момент это вполне позволяют. Не позволяет именно политика компании»,  — подчеркнул наш собеседник.

Он уверен, что необходимо регистрировать номера, а компания должна сотрудничать с правоохранительными органов, упрощая им задачу установить личности правонарушителей. Ведь «тогда от самокатов будет больше пользы, чем вреда».


Редакция Taspanews.kz обратилась в «Яндекс» за официальным комментарием, но ответ пока не получила.


Действующие ограничения


Пресс-секретарь ДП Алматы Салтанат Азирбек рассказала Taspanews.kz, что 30 июня прошлого года правила для водителей самокатов пересмотрели. Согласно Приказу Министра внутренних дел № 534, водители электросамокатов должны передвигаться по велосипедной дорожке или полосе движения. При их отсутствии разрешено ехать на самокате по обочине или правому краю проезжей части дороги, в том числе по выделенной полосе для общественного транспорта (за исключением водителей самокатов до 18 лет, им по автодороге двигаться на своем транспортном средстве запрещено, за это предусмотрена административная ответственность родителей).


Также нельзя ездить на электросамокате по проезжей части без водительского удостоверения и шлема. На тротуаре же передвигаться на самокате разрешено не быстрее, чем со скоростью 6 км/ч, нельзя перевозить пассажиров и груз.


По запросу Taspanews.kz пресс-служба акимата Алматы сообщила, что «для обеспечения безопасности пользователей электросамокатов и велосипедистов» в городе создается соответствующая инфраструктура: обустроено 89,8 км вело-инфраструктуры (велополосы — 25,6 км, велодорожки — 64,2 км).


Велодорожки организованы отдельно от проезжей части. Велополосы ограждаются от проезжей части специальными боллардами.


«Вместе с тем, Управление городской мобильности города Алматы не выдает никаких разрешительных документов на осуществление деятельности проката электросамокатов, соответственно, не уполномочено контролировать их деятельность»,  — подчеркнули представители акимата.

Недавно МВД РК инициировало второй пакет поправок в закон «О дорожном движении», который описывает полномочия акиматов по регулированию деятельности самокатов. После принятия данных норм будет рассматриваться вопрос разработки правил, регулирующих деятельность кикшеринговых компаний (где можно или нельзя перемещаться, парковаться, в какое время запретить их передвижение и т.д.).


Более 12 тысяч нарушителей


Автор петиции против кикшеринга сетует на то, что компании, предоставляющие услугу аренды, не могут обеспечить безопасность, а сотрудники правоохранительных органов — контроль. Он также указал, что и взрослые, и дети повсеместно нарушают правила пользования самокатами.


По словам пресс-секретаря ДП южной столицы, статистика по жалобам на самокатчиков не ведется, но с начала года в Алматы с участием электросамокатов зарегистрировано 47 ДТП. В этих происшествиях 51 человек получил различные травмы.


На данный момент петицию о запрете кикшеринга просмотрели более десяти тысяч раз, а подписали более 1000 человек из необходимых пятидесяти тысяч. Активна она будет до 1 февраля 2025 года.


«Если вас сбил самокатчик, то обязательно надо позвонить на пульт 102. Если нужна медицинская помощь, на пульт 103. И попросить помощи прохожих, если это (произошло — ред.) в общественном месте»,  — рассказала Азирбек алгоритм действий в случае столкновении пешехода с самокатчиком.

По ее словам, это происшествие будет зарегистрировано и оформлено как ДТП. С начала текущего года в Алматы за нарушения правил дорожного движения к административной ответственности привлечены более 12 тысяч человек, управлявших самокатами. Но тяжесть правовых последствий может быть разной.


«Если водитель самоката сбил пешехода, то он будет отвечать по нормам административного законодательства. В случае, если (нанесен — ред.) не тяжкий вред здоровью. Если тяжкий вред, то тогда уже уголовная ответственность. Все зависит от того, какой вред здоровью человека, пешехода нанесен»,  — резюмирует Азирбек.

«Что можно взять с самокатчика?»


Экономист Айдар Алибаев в интервью Taspanews.kz заявил, что считает проблему электросамокатов массовой, причем не только в Алматы или Казахстане, а во всем мире. Однако меры по отношению к недисциплинированным водителям самокатов в других странах гораздо жестче, чем в РК.


В Казахстане, по мнению экономиста, проблема не решается, поскольку это никому не нужно.


«Геморрой, который возник из-за этих неорганизованных самокатчиков, когда уже допускаются трагичные случаи, когда калечатся люди, есть даже смертельные случаи... Эта ситуация ни акимату, ни полицейским не интересна»,  — уверен Алибаев.

Экономист связывает такую пассивность компетентных органов и чиновников с тем, что с самокатчиков «нечего взять».


«Когда полицейский останавливает автомобиль за какое-то небольшое нарушение, вступая в разговор с водителем, он у него изымает права. С момента, когда он взял в руки права, водитель находится полностью в его руках, в его власти… А что можно взять с самокатчика? Водитель самоката гораздо реже возит при себе документы, и у представителя власти, в данном случае полицейского, нет рычагов воздействия»,  — пояснил экономист.

Не исключает Алибаев и возможность того, что на ситуацию могут иметь какое-то влияние владельцы компаний по предоставлению услуг кикшеринга.


«Создавать какие-то условия для того, чтобы нормализовать взаимоотношения между самокатчиками и гражданами, чтобы минимизировать аварии и столкновения — это большая работа. Надо правила придумывать, надо их реализовать, надо их контролировать, надо людей каким-то образом наказывать, следить за ними, реагировать на все эти происшествия, и при этом не иметь никакого левого дохода. Да кому это интересно?»,  — посетовал экономист.

«Пинок сверху»


Будущее проблемы, по словам Алибаева, может оказаться довольно мрачным.


«Никаких улучшений в этой ситуации не будет до тех пор, пока не будет каких-то громких ЧП, когда по причине этого кто-то погибнет, или какого-то малыша, не дай бог, раздавят, он куда-то упадет, шею себе свернет»,  — говорит эксперт.

Конфликты будут продолжаться до тех пор, пока за проблему не возьмутся на высоком уровне.


«Пока пинок откуда-то сверху не раздастся... Пока президент, допустим, не возмутится и не скажет — „до каких пор эту проблему будете решать?“, на мой взгляд, вопрос решаться не будет»,  — уверен экономист.

Нынешние меры он считает неэффективными, поскольку ответственность за нарушения самокатчиков сейчас весьма расплывчата. Как для них самих, так и для контролирующих органов. 


«Шлем сейчас требуют — ну кто контролировать будет, почему ты шлем не надел?»  — спрашивает Алибаев.

По словам эксперта, в случае с автотранспортом имеется номерной знак, нарушения фиксируются автомобильными камерами, а кто и как должен контролировать и задерживать недисциплинированных водителей самокатов, которые могут ездить с превышением скорости, вдвоем на одном самокате или без экипировки, неизвестно.


«Этот летит по улице, у него нет шлема, плевать ему на все, их может там двое стоять. У них нет ни номера, ни фамилии, как их идентифицировать? Он (полицейский — ред.) их просто даже не догонит, они во двор заедут, и он за ними не сможет заехать. То есть на них нет управы»,  — говорит экономист.

Он заключил, что для решения проблемы с самокатами нужна «серьезная работа». 


«Эту работу бесплатно, всего лишь за зарплату, никто делать не будет. Здесь должен быть доход выше, чем зарплаты, как у сотрудников ГАИ. Вот тогда будет интерес»,  — резюмировал эксперт.

Следите за новостями Taspanews