Таксистов ждут тяжелые времена в Казахстане?

Депутаты мажилиса обсудили 3 февраля 2025 года предложенные поправки к законопроекту, который предполагает передачу части государственных функций в области автомобильных пассажирских перевозок в руки саморегулируемых организаций. Этот законопроект, находящийся на стадии рассмотрения, вызвал активные дебаты среди парламентариев, передает Taspanews.kz.
На заседании в мажилисе министр транспорта Марат Карабаев отметил, что этот новый законопроект направлен на упорядочение сферы пассажирских перевозок. В рамках саморегулирования участники рынка смогут самостоятельно решать такие проблемы, как формирование тарифов, соблюдение рабочего времени водителей, технический осмотр и безопасность перевозок. Одной из главных целей изменений является повышение прозрачности в ценообразовании агрегаторов такси и создание условий для честной конкуренции среди всех участников рынка.
Однако некоторые депутаты выразили опасения.
«Саморегулируемые организации не обладают достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, передача ключевых функций нескольким частным объединениям может привести к монополизации рынка, созданию картелей и увеличению финансового давления на более чем 500 тысяч таксистов, чьи доходы напрямую зависят от этой деятельности»,
Спикер Мажилиса, председатель партии AMANAT Ерлан Кошанов, подводя итоги обсуждения, подчеркнул, что в сфере пассажирских перевозок накопилось множество нерешенных проблем, требующих нового подхода к регулированию. Он отметил, что предложенные министерством транспорта меры в целом понятны, но не должны приводить к ослаблению контроля государства за безопасностью на дорогах. Также он отметил необходимость закрепления в законе четких обязательств по обеспечению безопасности пассажиров, включая обязательное страхование их жизни.
«Министерство предложило обоснованное и комплексное решение ряда проблем в этой сфере. Однако при стремлении к саморегулированию необходимо помнить, что это не должно негативно сказываться на доходах таксистов. Все нововведения должны разрабатываться с учетом мнения людей, работающих в этой сфере, и должны способствовать нахождению баланса»,
Он также подчеркнул важность исключения социальной напряженности в этой сфере, которая затрагивает миллионы граждан.
Кроме того, председатель мажилиса предложил министерству, с учетом всех имеющихся замечаний к законопроекту, провести тестирование работы саморегулируемых организаций в пилотном режиме. Результаты этого тестирования помогут выработать более детализированные и эффективные подходы к решению этих вопросов.
Депутаты также обратились к вице-министру внутренних дел Игорю Лепехе, призвав его быстрее реагировать на недостоверную информацию, которая вводит в заблуждение граждан. Например, один из слухов касался якобы введенных штрафов за прогрев автомобиля более пяти минут.
«Никаких штрафов за прогрев автомобилей нет. Мы привлекаем к ответственности только в случае, если остановка с работающим двигателем мешает жителям. В прошлом году было лишь три таких случая, и один из них был отменен прокуратурой»,
Это проблема, по его словам, высосана из пальца.