В казахстанском запрете на ношение хиджабов в школах найдена лазейка
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», ношение религиозной одежды в школах не допускается. Однако исповедующие ислам родители нашли, как обойти запрет. Редакция Taspanews.kz выяснила, каким образом это оказалось возможным.
Религия
Споры о головных платках в школах уже традиционно вспыхивают после каждого 1 сентября. И этот год — не исключение, считает доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований и профессор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Асылбек Избаиров. В беседе с корреспондентом Taspanews.kz он напомнил, что в этом году журналистам удалось получить комментарий Верховного муфтия Наурызбая-кажы Таганулы по этой теме. Позиция муфтия заключается в том, что ношение головного платка половозрелыми девушками является религиозным долгом (фарз), и это право общество должно уважать.
В то же время Наурызбай-кажы заявил, что и получение знаний — тоже обязанность, которую предписал верующим Пророк Мухаммад. Отметил муфтий и то, что в школах существуют свои правила. Правда, при этом он не сделал акцент на том, что они вступают в противоречие с религиозным долгом мусульманок.
Избаиров заметил, что в этом году суды начали выносить решения о незаконности исключения девочек из школ из-за ношения ими головных платков. Первый такой прецедент, по словам доктора наук, произошел в Караганде. Там административный суд постановил отменить приказ об отчислении ученицы, которая продолжала носить хиджаб в школе, несмотря на запрет. Исключение девочки из учебного учреждения суд признал незаконным и велел перевести ее в следующий класс.
Похожее решение было принято в Павлодарской области, где суд отметил, что отстранение от школьных занятий за нарушение требований к установленной школьной форме, согласно законодательству, не может быть наказанием. Суд обязал школу обеспечить доступ девочек в платках к образованию.
А в Алматинской области аналогичный процесс завершился примирением, согласно которому девочек в хиджабах к учебному процессу обещали допустить, добавил Избаиров. Аналогичные процессы проходили в Туркестанской и других областях.
Суды принимают сторону семей, которые настаивают на праве их дочерей посещать школы в хиджабах, потому что таково законодательство Казахстана, подчеркнул Избаиров.
Закон
В статье 30 Конституции РК говорится, что «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях» и «среднее образование обязательно» для всех. Там же в 14-й статье указано, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». А в статье 39 отдельно подчеркивается, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами». И «лишь в той мере, в какой это необходимо» для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».
Редакция Taspanews.kz обратилась к акимату Алматы, чтобы уточнить нынешние требования к школьной форме.
«Обязательная школьная форма организаций среднего образования соответствует светскому характеру обучения. Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается»,
Также в акимате напомнили, что, согласно Конституции, Казахстан — демократическое, светское, правовое и социальное государство. Высшими ценностями страны являются человек, его жизнь, права и свободы.
«Светскость и правовое государство — главный принцип, обеспечивающий единство нашего государства, равенство и свободу людей. Нарушение этих принципов угрожает государству и обществу, интересам граждан. Поэтому защита принципов светскости и правового государства является обязанностью всех государственных органов и общественных организаций, это - долг каждого гражданина»,
Согласно заявлению акимата, все частные и государственные детские сады, школы и колледжи Казахстана представляют собой светские учреждения (только в медресе разрешены религиозные занятия, религиозная артибутика). А в школах должны строго соблюдаться правила светскости.
Данные учреждения, их сотрудники и обучающиеся обязаны следовать в организациях образования нормам, ограничениям и требованиям, установленным законами Республики Казахстан.
Государство, по информации пресс-службы акимата, не вмешивается в определение чьих-либо взглядов на религию и религиозные убеждения, в воспитание детей в соответствии с убеждениями родителей. Защита ребенка вмешивается лишь в случаях, если жизни и здоровью ребенка что-то угрожает, ущемляет его права и ограничивает его ответственность.
«Поэтому в школе должны соблюдаться общепринятые правила делового этикета, в том числе правила ношения одежды и головных уборов»,
Религия vs Закон
Асылбек Избаиров объяснил, почему в последнее время суды встают на сторону родителей учениц, которые игнорируют запрет на ношение хиджабов в школах. По его словам, школьниц в ношении головного платка ограничивает приказ министра образования «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» за № 26 от 14 января 2016 года. Именно в нем запрещена религиозная одежда. А Конституция указывает, что права граждан могут ограничиваться только законами.
«Давайте посмотрим, стоит ли приказ выше или ниже закона? Если он выше, то, конечно, он может преодолевать то, что прописано в Конституции, но если он ниже — то, естественно, он этого делать не может»,
Для того, чтобы разобраться в значимости документов, Избаиров обратился к закону «О правовых актах». В 10-й статье «Иерархия правовых актов» определяется соотношение юридической силы нормативных правовых актов — списком по нисходящей. Согласно документу, законы разной формы занимают первые 4 строчки этого ранжира. А приказы министров находятся лишь на 8-м месте. А в 12-й статье раскрыт механизм решения вопросов противоречий норм права в различных правовых актах: «При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня».
«Законодательством Казахстана определено, что высшей юридической силой обладает Конституция. В Конституции ограничение прав граждан дозволяется лишь законами. Приказы министров находятся ниже по своему уровню, чем законы, то есть они не могут перевешивать Конституцию»,
По его словам, органам исполнительной власти теперь предстоит решить, как именно реагировать на решения судебной ветви власти — интегрировать их в свою практику, отменив запреты, или пойти «до конца» и поднять запреты на ношение платков в школах на уровень законов.
«Тогда формальности будут соблюдены, и запрет на хиджабы в школах станет правомочным с точки зрения Конституции… В целом же, на мой взгляд, вопрос о запрете хиджабов в школах не стоит и выеденного яйца, поскольку он никак не влияет на светскость образования»,