В казахстанском запрете на ношение хиджабов в школах найдена лазейка

Фото: сгенерировано ИИ

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», ношение религиозной одежды в школах не допускается. Однако исповедующие ислам родители нашли, как обойти запрет. Редакция Taspanews.kz выяснила, каким образом это оказалось возможным.


Религия


Споры о головных платках в школах уже традиционно вспыхивают после каждого 1 сентября. И этот год — не исключение, считает доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований и профессор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Асылбек Избаиров. В беседе с корреспондентом Taspanews.kz он напомнил, что в этом году журналистам удалось получить комментарий Верховного муфтия Наурызбая-кажы Таганулы по этой теме. Позиция муфтия заключается в том, что ношение головного платка половозрелыми девушками является религиозным долгом (фарз), и это право общество должно уважать.


В то же время Наурызбай-кажы заявил, что и получение знаний — тоже обязанность, которую предписал верующим Пророк Мухаммад. Отметил муфтий и то, что в школах существуют свои правила. Правда, при этом он не сделал акцент на том, что они вступают в противоречие с религиозным долгом мусульманок.


Избаиров заметил, что в этом году суды начали выносить решения о незаконности исключения девочек из школ из-за ношения ими головных платков. Первый такой прецедент, по словам доктора наук, произошел в Караганде. Там административный суд постановил отменить приказ об отчислении ученицы, которая продолжала носить хиджаб в школе, несмотря на запрет. Исключение девочки из учебного учреждения суд признал незаконным и велел перевести ее в следующий класс.


Похожее решение было принято в Павлодарской области, где суд отметил, что отстранение от школьных занятий за нарушение требований к установленной школьной форме, согласно законодательству, не может быть наказанием. Суд обязал школу обеспечить доступ девочек в платках к образованию.


А в Алматинской области аналогичный процесс завершился примирением, согласно которому девочек в хиджабах к учебному процессу обещали допустить, добавил Избаиров. Аналогичные процессы проходили в Туркестанской и других областях.


Суды принимают сторону семей, которые настаивают на праве их дочерей посещать школы в хиджабах, потому что таково законодательство Казахстана, подчеркнул Избаиров.


Закон


В статье 30 Конституции РК говорится, что «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях» и «среднее образование обязательно» для всех. Там же в 14-й статье указано, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». А в статье 39 отдельно подчеркивается, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами». И «лишь в той мере, в какой это необходимо» для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».


Редакция Taspanews.kz обратилась к акимату Алматы, чтобы уточнить нынешние требования к школьной форме. 


«Обязательная школьная форма организаций среднего образования соответствует светскому характеру обучения. Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается»,  — сообщили в пресс-службе акимата южной столицы.

Также в акимате напомнили, что, согласно Конституции, Казахстан — демократическое, светское, правовое и социальное государство. Высшими ценностями страны являются человек, его жизнь, права и свободы. 


«Светскость и правовое государство — главный принцип, обеспечивающий единство нашего государства, равенство и свободу людей. Нарушение этих принципов угрожает государству и обществу, интересам граждан. Поэтому защита принципов светскости и правового государства является обязанностью всех государственных органов и общественных организаций, это - долг каждого гражданина»,  — подчеркнули в пресс-службе. 

Согласно заявлению акимата, все частные и государственные детские сады, школы и колледжи Казахстана представляют собой светские учреждения (только в медресе разрешены религиозные занятия, религиозная артибутика). А в школах должны строго соблюдаться правила светскости.


Данные учреждения, их сотрудники и обучающиеся обязаны следовать в организациях образования нормам, ограничениям и требованиям, установленным законами Республики Казахстан.


Государство, по информации пресс-службы акимата, не вмешивается в определение чьих-либо взглядов на религию и религиозные убеждения, в воспитание детей в соответствии с убеждениями родителей. Защита ребенка вмешивается лишь в случаях, если жизни и здоровью ребенка что-то угрожает, ущемляет его права и ограничивает его ответственность. 


«Поэтому в школе должны соблюдаться общепринятые правила делового этикета, в том числе правила ношения одежды и головных уборов»,  — подчеркнули в акимате.

Религия vs Закон


Асылбек Избаиров объяснил, почему в последнее время суды встают на сторону родителей учениц, которые игнорируют запрет на ношение хиджабов в школах. По его словам, школьниц в ношении головного платка ограничивает приказ министра образования «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» за № 26 от 14 января 2016 года. Именно в нем запрещена религиозная одежда. А Конституция указывает, что права граждан могут ограничиваться только законами. 


«Давайте посмотрим, стоит ли приказ выше или ниже закона? Если он выше, то, конечно, он может преодолевать то, что прописано в Конституции, но если он ниже — то, естественно, он этого делать не может»,  — говорит доктор наук. 

Для того, чтобы разобраться в значимости документов, Избаиров обратился к закону «О правовых актах». В 10-й статье «Иерархия правовых актов» определяется соотношение юридической силы нормативных правовых актов — списком по нисходящей. Согласно документу, законы разной формы занимают первые 4 строчки этого ранжира. А приказы министров находятся лишь на 8-м месте. А в 12-й статье раскрыт механизм решения вопросов противоречий норм права в различных правовых актах: «При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня».


«Законодательством Казахстана определено, что высшей юридической силой обладает Конституция. В Конституции ограничение прав граждан дозволяется лишь законами. Приказы министров находятся ниже по своему уровню, чем законы, то есть они не могут перевешивать Конституцию»,  — резюмировал доктор наук.

По его словам, органам исполнительной власти теперь предстоит решить, как именно реагировать на решения судебной ветви власти — интегрировать их в свою практику, отменив запреты, или пойти «до конца» и поднять запреты на ношение платков в школах на уровень законов.


«Тогда формальности будут соблюдены, и запрет на хиджабы в школах станет правомочным с точки зрения Конституции… В целом же, на мой взгляд, вопрос о запрете хиджабов в школах не стоит и выеденного яйца, поскольку он никак не влияет на светскость образования»,  — заключил Избаиров.