Голос за ИИ: эксперты о настоящем и будущем искусственного интеллекта

В условиях стремительного развития искусственного интеллекта (ИИ) на глобальной арене, Казахстан предпринимает активные шаги по интеграции ИИ в телекоммуникационную систему, сельское хозяйство и даже электронное правительство. В России с его помощью защищают предприятия от дронов, в странах Европы ИИ управляет светофорами и автомобилями, даже – правда, пока лишь в рамках проекта, – голосует на выборах за человека. Кажется, что возможности искусственного интеллекта практически безграничны. Сегодня корреспондент Taspanews.kz обсудил с экспертами применение ИИ в сферах медиа и образования в Казахстане.
ИИ в медиа
Александр Лихтман, основатель PR-агентства ITCOMMS, рассказал, что в Казахстане многие, даже традиционные, медиа используют ИИ как минимум для генерации изображений и для обработки или написания текстов.
«Некоторые даже не удаляют вотермарки Grok»,
Помимо подобных очевидных способов использования ИИ, у современных сервисов есть множество дополнительных возможностей. Эксперт считает, что искусственный интеллект может прекрасно визуализировать данные – например, Claude от Anthropic, и этим можно пользоваться.
«Особенно, когда объем данных большой: например, при обработке статистических данных. ИИ позволяет делать иллюстрирующие видео без привлечения специалистов. С помощью ИИ можно, например, переводить видео- или аудиоматериалы на любой язык, и это позволяет использовать, например, оригинальные иностранные репортажи или выступления для казахстанской аудитории»,
Эксперт прокомментировал популярное мнение редакторов о том, что ИИ «убивает журналистику».
«Я считаю, что это не так. Хорошему журналисту ИИ облегчает жизнь и повышает производительность. А плохой журналист – он и сам по себе плохой, его ИИ только ухудшает. ИИ в медиа, как и в других областях жизни – это реальность, и он реально помогает. Я считаю, что не надо игнорировать или сопротивляться, а надо научиться его использовать»,
Лихтман не отрицает возможность будущего, в котором весь контент медиа-пространства (новости, реклама, вся публицистика, кино и даже литература) будет генерировать ИИ без участия человека.
«Встает вопрос фактчекинга, этики использования ИИ и маркировки ИИ. Но я уверен, что, возможно, мы придем к тому, что весь контент генерируется ИИ при участии или без участия человека»,
Однако использование ИИ в медиа с точки зрения базовых понятий об авторском праве, по словам Лихтмана, пока – серая зона.
«Поэтому я сейчас рекомендую редактировать тексты от ИИ вручную и вносить правки в изображения. Если говорить о креативности и уникальности – это не вопрос к ИИ. Это вопрос к людям. Как часто люди берут стандартные стоковые изображения для своей работы и выдают за свои? Просто с ИИ они будут все то же самое генерировать»,
ИИ в образовании
Об использовании искусственного интеллекта в образовательном процессе корреспонденту Taspanews.kz рассказал доктор Алехандро Акуйо-Сеспедес, руководитель дисциплины по академическому английскому (EAP) в Nazarbayev University.
Лингвист считает, что ИИ присутствует в сфере образования дольше, чем можно было бы подумать.
«Хотя популяризация модели ChatGPT от OpenAI в начале 2023 года привлекла значительное внимание образовательного сообщества, менее известные системы на основе ИИ, такие как инструмент для написания текстов Grammarly, существуют еще с конца 2000-х годов. Их успешность во многом обусловлена бесшовной интеграцией в образовательную экосистему – например, через удобные мобильные приложения или в качестве скрытых дополнений к Microsoft Word. К этому добавляется интуитивно понятный интерфейс модели, который делает взаимодействие с ней максимально простым. Другими словами, ИИ становится настолько доступным, что студенты и преподаватели не всегда осознанно принимают решение о его использовании»,
Недавнее внимание СМИ к выпуску новой модели китайской нейросети DeepSeek, считает эксперт, указывает на то, что ChatGPT – далеко не единственный игрок на рынке, а значит, проникновение ИИ в образование, вероятно, уже необратимо.
«Современная научная литература активно обсуждает возможную роль ИИ-моделей в качестве виртуальных репетиторов. Такой оптимизм, в определенной степени, вполне оправдан. Например, платформы, подобные ChatGPT, действительно способствуют снижению образовательного неравенства. Бесплатные модели ИИ позволяют студентам получать доступ к знаниям и обратной связи, которые они могли бы не получить в своей учебной среде»,
По его словам, в отличие от учителей, которые ограничены временем, подвержены усталости и человеческим ошибкам, ИИ-модели работают систематически и могут быть доступны по запросу, когда студенту требуется поддержка.
«Конечно, существуют и недостатки. Ответы ChatGPT справедливо подвергались критике за периодическую неточность и, что более тревожно, за возможные предвзятости. Однако, учитывая молниеносный темп развития подобных чат-ботов, которые по-прежнему находятся на ранней стадии эволюции, эти слабые стороны, вероятно, будут устранены в ближайшем будущем»,
Эксперт считает, что будущее образования вряд ли сведется к жесткому противостоянию между ИИ-моделями и учителями. Наиболее вероятным сценарием является их сотрудничество, а не конкуренция.
«Если обучить как учителей, так и студентов возможностям применения ИИ в образовании, можно ожидать, что такие платформы, как ChatGPT, дополнят, а не заменят преподавателей»,
Например, учителя часто сталкиваются с нехваткой креативности у студентов, что замедляет темп уроков. Если студенты освоят целевые запросы, ИИ-инструменты смогут выполнять функцию генераторов идей, помогая ученикам преодолевать творческие блоки.
«Точно так же студенты, которым требуется дополнительная поддержка, выходящая за рамки возможностей преподавателя, смогут обращаться к таким инструментам, как ChatGPT. Однако успех ИИ в образовании во многом будет зависеть от повышения осведомленности и обучения – именно эти факторы станут ключевыми в определении его роли или ее отсутствия в образовательной системе»,