Эксперт сравнил приватизацию с игрой в «шарик-малик»

Фото: pixabay

Об особенностях приватизации в Казахстане рассказал корреспондентам Taspanews.kz экономист Магбат Спанов. Он сравнил процесс разгосударствления с азартной игрой из 90-х под названием «шарик-малик».


Уже несколько лет в Казахстане пытаются сократить государственное присутствие и проводят плановые приватизации. Целью является создание конкурентной среды, которая должна по всем классическим правилам снизить стоимость услуг и товаров, и при этом повысить их качество. Однако, в Казахстане у приватизации есть свои особенности. О них рассказал профессор КазНУ Магбат Спанов.


«У приватизации несколько важных целей: чтобы в результате конкуренции повысилась результативность переданных частникам компаний и снизились цены на какие-то услуги и товары, а также — повысились налоговые поступления в бюджет. И главное, чтобы государство не несло расходов на его содержание. Предполагается, что уйдя от государства на рынок, предприятие будет развиваться и расти. Но у нас парадоксальная ситуация сложилась. Единственная приватизация, которая принесла хороший эффект, т.е. сработала на 100% — это приватизация жилья, которое стало первым частным капиталом собственников после реализации. Все последующие, к сожалению, уже срабатывают не так эффективно. У нас ежегодно Минфин утверждает программу приватизации и закладывает в доходную часть определенные суммы. Это уже давно стало одной из частей дохода бюджета страны. Но при этом если посмотреть, как происходит сам процесс, становится очевидно, что частенько предприятия, которые вносятся в программу приватизации, потом то изымаются из этого списка, то снова вносятся. Все это напоминает игру в "шарик-малик", идет "шулерская" игра с цифрами», — говорит Магбат Спанов.

«Негосударственным» быть не выгодно?


Переходя из разряда государственных компаний в частные, предприятия вдруг сталкиваются с реальностью нашего рынка, который, по мнению эксперта, сконцентрирован как раз-таки вокруг самого государства.


«В Казахстане нет классической рыночной среды, у нас главный превалирующий коммерсант — это само государство. И доказать это можно в цифрах, посмотрите на наши государственные закупки, это несколько триллионов тенге. Это самая весомая доля на рынке, и все стремятся получить от нее кусочек. В таких условиях невозможно классическое разгосударствление, учитывая, что все равно весь бизнес вокруг государства вращается и зависит от тендеров госорганов», — поясняет Магбат Спанов.

Про монополии и тарифы


Еще один острый вопрос в теме приватизации – это передача в частные руки предприятий, которые долгие годы жили в условиях «монопольного рынка».


«У Казахстана есть свои особенности в экономической трансформации. Мы очень большая страна, и во многих сферах есть естественные монополии, у которых нет конкуренции. И когда государство вдруг решает продать вот эту "естественную монополию", это вызывает ряд проблем. Особенно это касается сектора ЖКХ. Тарифообразование там нетранспарентное. Сейчас объявлена программа "инвестиции в обмен на тарифы", чтобы привлечь бизнес, но это не что-то новое, уже было у нас такое несколько раз, а вот результата — не было. Поэтому часто приватизация проводится не ради самой приватизации, а для рейтингов, которые проводят международные организации»,  — заключает эксперт.