Про геополитическую турбулентность над Каспием и последствия для рынков рассказал азербайджанский экономист

геополитика фото на taspanews.kz от 22 января 2025 17:40
Фото: pixabay

Ничто так не сближает, как разделенное горе. После крушение самолета AZAL эксперты стали говорить об еще более тесном сотрудничестве Казахстана и Азербайджана. Какой экономический курс взят на ближайшие годы, как выжить нашим рынкам в условиях геополитической турбулентности и не пикировать при встрече с глобальными вызовами, об этом корреспонденты Taspanews.kz поговорили с азербайджанским философом экономики, главой клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгаром Велизаде.   


В итоговом интервью 2024 года президент Азербайджана Ильхам Алиев, вспоминая о крушении самолета AZAL, сказал об отношениях Казахстана и Азербайджана: «Наша дружба и братство после этой сложной ситуации стали еще крепче». Как это повлияет на сближение экономик, с этого вопроса корреспонденты Taspanews.kz начали интервью с Ильгаром Велизаде.


«Эта трагедия показала, насколько близки наши общества, насколько тесно они взаимодействуют, насколько высока схожесть подходов к решению ключевых вопросов двусторонней и многосторонней повестки. В предыдущие годы также шло активное сближение по целому ряду направлений. Необходимый политический фон и благоприятная общественная среда, диалог на уровне глав государств и простых людей – все это оказывает сегодня особое влияние на укрепление сотрудничества по самым разным направлениям, а также способствует экономическому взаимодействию. Сегодня казахстанцев, которые приезжают в Азербайджан, очень тепло принимают и оказывают любое содействие. Это все будет касаться бизнеса, сотрудничества на уровне «people-to-people», а не только политиков. Сейчас не только крупный бизнес, но и средние, малые предприятия выходят на внешние рынки. Для Казахстана и Азербайджана это особенно актуально, и становится ключевым моментом в развитии экономических отношений. Взаимные контакты обусловлены в том числе и близостью духовной. Мне кажется, что в реализации масштабных транспортных, экономических проектов между нашими странами, вот этот фактор человеческого общения будет играть принципиальную роль» , – считает Ильгар Велизаде.

«Мы не стали ареной для политических дуэлей»


В условиях меняющейся глобальной политической и экономической повестки перед Казахстаном и Азербайджаном встают не только новые вызовы, но и появляются возможности для двустороннего экономического сотрудничества.


«Внешние факторы определяющим образом влияют на развитие политических контактов и на экономические отношения. Нынешний непростой период в международной политике вносит свои коррективы. Но хочу подчеркнуть, что Азербайджан и Казахстан проводят независимый курс, опирающийся на собственные национальные интересы. В то же время они стараются выстраивать достаточно прагматичные отношения со своими соседями, ведут конструктивные диалоги со странами, которые представляют глобальные центры силы. Мы наблюдаем, что на пространстве Центральной Азии и Южного Кавказа происходят процессы, когда встречаются интересы разных глобальных и региональных игроков. Как это происходило в некоторых других регионах? В ряде случаев при создании условий для встречи антагонирующих центров, сами площадки для переговоров подпадали под влияние внешних игроков, происходило столкновение интересов, так называемая геополитическая дуэль. Азербайджану и Казахстану удалось избежать этого сценария, мы не стали ареной для геополитических дуэлей внешних игроков. Напротив, мы стараемся использовать интересы внешних игроков таким образом, чтобы они давали синергию в виде экономического роста и политического диалога» , – подчеркивает экономист.

Особенно важно искусство дипломатии для сохранения национальных интересов в вопросах, которые касаются логистических маршрутов, которые в последние годы превращаются уже в «геополитические» маршруты.


«Казахстан и Азербайджан реализуют масштабные транспортные проекты и интересантами в их реализации выступают совершенно разные игроки, часто даже находящиеся в конфронтационных отношениях друг с другом. Казахстан и Азербайджан являются важными ключевыми звеньями в логистическом маршруте «Восток-Запад», который называют средним коридором. Он обеспечивает грузопотоки из Китая в Европу и в обратном направлении. С другой стороны, Казахстан и Азербайджан реализуют проект «Север-Юг», где взаимодействуют уже другие игроки: Россия, Иран, страны Персидского залива. Некоторые из них, как известно, являются антагонистами «коллективного Запада». И вот здесь, в нашей географии, эти два принципиально разных проекта параллельно реализуются. Здесь не происходит столкновения интересов внешних игроков. Почему? Потому что обе страны, Азербайджан и Казахстан, самодостаточные государства, правила взаимодействия внешних игроков мы регулируем сами, исходя из наших собственных интересов. Мы предлагаем им свою площадку и пытаемся коррелировать их интересы таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с нашими собственными. Такая сложная системная политика также обеспечивает сближение Азербайджана и Казахстана. Мы очень часто консультируемся друг с другом по реализации важных проектов» , – отмечает эксперт.

А собственные проекты? Есть ли локальные инициативы, которые работают на глобальном уровне?


«Да, мы все чаще выступаем инициаторами реализации таких проектов. Достаточно вспомнить Зеленый энергетический коридор, предусматривающий поставки альтернативной энергии из Казахстана, из Центральной Азии, в Европу через Азербайджан, который также участвует своим энергетическим потенциалом. Тот же проект будущего экогорода Масдар с ОАЭ. Это пример того, как сочетаются интересы внешних игроков и стран, в географии которых эти проекты реализуются» , – говорит эксперт.

Чтобы не стать статистами в мировом триллере, нужна многовекторность


Долгие годы Казахстан и Азербайджан придерживались принципов многовекторной политики, но является ли такая стратегия актуальной сегодня? Не потребуется ли в условиях новой геополитической реальности определиться с партнерами? Чем это чревато для наших национальных экономик?


«Многовекторность – это не только потребность сегодняшнего дня. Это исторически обусловленная линия поведения Казахстана и Азербайджана. Испокон веков это было у нас, без этого не было бы Великого Шелкового пути. Наши предки были мастерами дипломатии, они также взаимодействовали с различными центрами силы того времени, и смогли сделать свои территории крупнейшим в истории транзитным коридором. Сегодня у нас нет выбора, мы продолжаем развивать многовекторность. Если в условиях нарастающей геополитической напряженности, когда центры международной политики антагонизируют, когда происходят конфликты интересов, мы позволим себе занять на ту или иную сторону, то мы автоматически станем участниками этих разборок. Это может иметь самые разные негативные последствия и чревато потерей своей транзитной привлекательности. Нельзя свой потенциал ставить на службу чьих-то интересов, чтобы не превратиться в статистов в чужом геополитическом триллере. Прагматичная линия поведения, которую проводят Азербайджан и Казахстан, сохранится» , – уверен эксперт.

Геополитические события бросают Казахстану и Азербайджану не только вызовы, но и дают беспрецедентные возможности для развития экономик.


«Сегодня обе стороны пытаются извлечь пользу от того, что крупные экономики мира ведут противостояние. Их прежние коммуникации и логистика блокируются. Это дает нам определенную возможность выступать в какой-то степени в качестве логистического коммуникатора, обеспечивая интересы разных игроков. Хочу подчеркнуть, что все эти геополитические центры силы, внешние игроки, являются для наших стран, прежде всего, экономическими партнерами, нежели союзниками в военно-политической сфере»  ,– считает экономист.

В условиях геополитической турбулентности меняются ли роли на региональной экономической арене, что ждет Казахстан и Азербайджан?


«Границы стран не меняются, но трансформируются размеры и качество наших экономик. Это приводит к изменению статуса стран на политической и экономической карте мира. Сегодня Казахстан – это динамично развивающаяся экономика с совокупным ВВП больше 270 млрд долларов, которая является локомотивом Центрально-Азиатского региона. Похожую роль играет Азербайджан для Южного Кавказа. Взаимодействие двух таких локомотивов способствует сближению на евразийском уровне. И это будет происходить на протяжении ближайших десятилетий, как минимум» , – уверен Ильгар Велизаде.

У кого на самом деле «ключик от транспортного коридора»? 


С учетом логистических маршрутов, меняющихся из-за санкций и геополитических противостояний, очень широко обсуждается вопрос, у кого сегодня тот самый «ключик от транспортного коридора». Как обстоят дела у Казахстана и Азербайджана в вопросах логистики, и какие важные решения ожидаются в этом вопросе в ближайшие годы?


«Хороший вопрос. Да, Казахстан и Азербайджан играют важную роль в логистике и нужно налаживать транспортные маршруты между нашими странами. В Казахстане был открыт азербайджанский логистический центр. Нам необходимы такие центры роста для повышения транспортно-логистического потенциала. Идет рост показателей грузооборота между портами Алят и Актау. Это два наших ключевых флагманских предприятия, которые обеспечивают рост в сфере транспорта. Наши страны оптимизировали процесс оформления грузов, внедрили цифровизацию, что значительно сократило время. Очень серьезная координация есть не только между портовыми, но и железнодорожными ведомствами. Было создано совместное предприятие между Азербайджаном, Казахстаном и Грузией по реализации грузоперевозок именно железнодорожным транспортом» , – говорит Ильгар Велизаде.

От нефтяной парадигмы – к диверсификации


Схожесть экономик Казахстан и Азербайджана была предопределена наличием природных богатств, нефти, что стало не только большим благом, но и испытанием. Изменение цен, прогнозов и настроений на рынке черного золота заставляют спешно принимать решения по диверсификации экономик, как это происходит?


«Да, цены на нефть сегодня очень турбулентные. Но они все еще достаточно высокие. Доходная часть бюджетов Казахстана и Азербайджана в значительной степени определяется мировыми ценами на нефть. Мы видим, что сегодня очень серьезная трансформация происходит в энергетическом балансе основных покупателей азербайджанской и казахстанской нефти, прежде всего это касается европейских стран. Все эти процессы будут стимулировать диверсификацию экономик, что уже сейчас происходит. В Казахстане помимо нефти добывают цветные, редкоземельные металлы, развит промышленный комплекс, есть предприятия по выпуску готовой продукции. Нефть в мировой экономике, несмотря на все тенденции, все равно будет играть важную роль, особенно продукты ее переработки. Поэтому необходимо перестроить свой производственный промышленный потенциал таким образом, чтобы не продавать сырую нефть, а предлагать уже продукты ее переработки. И в этих вопросах потребуется хорошая кооперация, создание совместных производств, обмен опытом» , – уверен Ильгар Велизаде.

По составу товарооборота между нашими странами: что из себя наглядно представляет формула «импорт-экспорт». Какие перспективы существуют для расширения двусторонней «несырьевой» торговли?


«Товарооборот у нас разбалансированный, мы больше получаем из Казахстана, чем продаём вам. Азербайджан покупает продукцию нефтяной переработки. Но есть и такая специфическая товарная позиция, как локомотивы из Казахстана. В последние годы усилились позиции машиностроительного комплекса. Есть хороший товарообмен между нашими странами в химической промышленности. Очень большой потенциал взаимодействия в агропромышленной сфере, думаю, что в ближайшие годы именно в этом направлении будет проведена большая работа. Стимулировать двустороннюю экономическую активность должен инвестиционный фонд, который отбирает лучшие проекты в области промышленной кооперации и субсидирует, финансирует их. В ходе заседания высшего совета по стратегическому сотрудничеству между Казахстаном и Азербайджаном были определены направления, теперь мы все ждем реальных проектов» , – говорит эксперт.

Если оперировать цифрами, какие амбиции у наших стран на ближайшие годы, вырастет ли товарооборот?


«Сегодня товарооборот превысил 700 млн долларов, в ближайшее время поставлена задача довести его до одного млрд, с последующим выходом на сумму в три млрд. Если динамика сохранится, то это вполне достижимая задача»    , – уверен Ильгар Велизаде.

Следите за новостями Taspanews