Сколько Казахстан завозит инфляции с импортными товарами

Фото: pixabay

Прогноз по резкому скачку цен в России, гиперинфляция в Турции сулят не лучшие перспективы рынку Казахстана, который остается импортозависимым по целому ряду товаров. Корреспонденты Taspanews.kz поговорили с экспертами и выяснили, как нам завозят инфляцию и можно ли этому противостоять. 


Цены бьют рекорды


Официальные данные по инфляции в Казахстане показывают, что к концу года рост цен начинает разгоняться. Так, рекордсменами по подорожанию жизни в октябре стала Астана, где годовая инфляция составила 10,2%, за ней следует Мангистауская область с 9,7%. Алматинцы стали беднее на 9,4%. Если рассмотреть инфляцию в разрезе товаров, то быстрее всего дорожает техника (более 50%), особенно телевизоры, ноутбуки и наушники. Люди ощутили скачок цен на обувь (почти 12%) и одежду (10%). Особенно по карману бьет продуктовая инфляция, ведь в структуре трат рядовых казахстанцев она съедает больше половины бюджета. За год очень подорожали яйца (9,4%), молоко (5,3%), хлеб и крупы (4,7%). В Казахстане предусмотрен контроль за социально значимыми продуктами, Министерство торговли и интеграции должно мониторить рынок и в случае выявления фактов торговой надбавки на 15% могут быть приняты даже административные меры. Об эффективности такой практики и ее влиянии на сдерживание инфляции можно подискутировать. Ведь Казахстан остается импортозависимым по целому ряду продуктов, в том числе и социально значимых. 


Борьба за независимость


О том, что необходимо укреплять продовольственную безопасность страны и снижать процент зависимости от импорта, говорится уже много лет, но пока это не принесло ощутимых результатов. Пройдемся по основным категориям товаров, чтобы понять, насколько самодостаточен наш рынок. 


Согласно данным бюро национальной статистики за январь-август 2024 года, казахстанцы потребляют 283 тыс. тонн мяса, из них импорт составляет почти 75 тыс. тонн. С колбасными изделиями ситуация еще более показательна, там больше трети приходится на завозную продукцию. Больше половины рынка рыбной продукции формируется за счет завоза извне (66 410 тонн потребления, из них 34 931 тонна — импорт). Соки тоже на треть завозные. Орехи почти все завозные (112 324 тонн потребление, из них 104 637 тонн импорт). Определенную независимость Казахстан нарастил по подсолнечному и растительному маслу. Продовольственной безопасностью считается обеспечение рынка собственной продукцией на 80-95%. И, к сожалению, у нас лишь единицы отечественных продуктов могут приблизиться к этим показателям. Даже конина импортируется в страну.


Еще сложнее дело обстоит с непродовольственной категорией товаров. Так, например, из 59 млн. единиц верхней одежды на рынке 97% импортные, нижнее белье почти все завозное, по обуви тоже ситуация сложная. 


В результате этого, наш рынок подвержен такому негативному влиянию, как привозная инфляция, которую импортируют нам страны-партнеры вместе со своей продукцией. Рассмотрим подробнее, как это происходит.


А инфляция то привозная!


Основными импортерами товаров в Казахстан являются шесть стран. Согласно данным БНС, Россия завозит 28,6% от всего импорта, Китай — 24,5%, Германия — 5,1%, США — 4,1%, Корея — 3,3%, Турция — 3,2%. За период с января по июнь 2024 года было завезено товаров на 8458,6 млн. долларов. 


Как минимум у двух партнеров из этого списка наблюдается нестабильная ситуация с инфляцией. 


Так, в РФ, инфляция колеблется в коридоре 8-8,5%, как и в Казахстане, но прогнозируется резкий скачок цен на 15% в ближайшее время из-за того, что Центробанк РФ повысил ключевую ставку сразу до 21% (в Казахстане ставка составляет 14,25%). Об этом сообщил вице-президент ассоциации экспортеров и импортеров РФ Артур Леер, который считает, что это может отразиться на рынках, куда традиционно идет российский импорт. Доля РФ в структуре импортируемой инфляции в РК самая большая ввиду объема продукции, который завозится в Казахстан. Рост цен может быть в категории строительных материалов, оборудования, одежды. 


В Китае, несмотря на глубочайший кризис в экономике из-за краха на рынке недвижимости, инфляция удерживается в коридоре 2-3%, индекс потребительских цен там вырос за год всего на 0,2% по сравнению с прошлым годом (данные к августу). 


В Германии по данным на сентябрь годовая инфляция составляла 1,6%. Германия импортирует нам лекарства, машины, оборудование. Рост цен на эти товары внутри страны-партнера был умеренным, около 2-3%. 


В США, где усиленно боролись с инфляций последние два года, добились снижения до 2,44%. Там достаточно жесткая денежно-кредитная политика. 


В Корее держат инфляцию в коридоре 2-3% и в товарах, которые сейчас валом идут в Казахстан, завозной компонент инфляции — минимальный. Наоборот, можно говорить о некоем демпинге цен на рынке в такой ситуации. 


Но зато такой ключевой партнер, как Турция, может разгонять индекс цен в Казахстане, ведь там в 2024 году была зафиксирована рекордная инфляция в 70%, что поставило страну в пятерку лидеров в мировом рейтинге стран с самой высокой годовой инфляцией. На рынке Турции сейчас царит вакханалия в ценообразовании. На что казахстанский рынок отреагировал снижением объемов поставляемой продукции, бизнесменам стало просто невыгодно закупать целый ряд товаров из Турции. 


Как защитить внутренний рынок от привозной инфляции 


Корреспонденты Taspanews.kz спросили экономиста Петра Своика, почему Казахстан остается уязвимым перед импортируемой инфляцией и как защитить внутренний рынок? 


«Дело в том, что в нашей стране неохватная территория и очень маленькое население, в результате экономика мизерная, все усугубляется тем, что она еще и придаточная. Казахстан в основном производит то, что не потребляет, а экспортирует в другие страны, это сырье. При этом товары, которые необходимы именно нашим потребителям производятся лишь те, которые совсем уже невыгодно завозить из-за границы. Иностранным производителям и инвесторам просто не интересно заходить в другие сектора экономики, кроме как в сырьевой, рынок у нас маленький и размазан по громадным расстояниям. Поэтому говорить об экономической самодостаточности и полноценной конкуренции не приходится. Мы являемся таким рынком, на который всякий может зайти попользоваться, подзаработать и вынести все что нужно, при этом особо не спрашивая хозяев. Такая экономика была создана четверть века назад и это было приспособление бывшего уже разваленного советского народно-хозяйственного комплекса к условиям внешнего рынка, который интересовался только нефтью, газом, ураном и черными и цветными металлами. И еще зерном. И только этими категориями товаров мы до сих пор участвуем во внешнем рынке, и шансов повысить производственное разнообразие, количество и качество в этой конструкции у нас попросту нет. Эта экономическая модель набрала столько пороков, что уже гнет нас к земле и растущая инфляции это только один из признаков увядания «вывозной» модели. Но должно прийти поколение, которому возможно удастся встроить Казахстан в новые геополитические и производственные цепочки, участвовать в межрегиональном и мировом разделения труда в более справедливой и достойной позиции нежели сейчас. Рядом с нами создаются самодостаточные экономические системы и возможно там мы найдем нишу и начнем из поставщиков сырья потихоньку превращаться в производителей. Но для этого для начала нужно всем признать, что экспортоориентированная сырьевая модель вошла в пору естественного умирания» , – говорит Петр Своик.