Чем грозит самолету удар молнии?
Чем грозит самолету удар молнии?
Просторы неба переплетены сложным кружевом из тысяч авиалайнеров, ежедневно рассекающих воздушное пространство. Как волны в океане, каждый из них может столкнуться с разнообразными погодными вызовами — от густого облачного покрова до мощнейших грозовых ливней. Но что же произойдет, если молния решит ударить по самолету? Стоит ли беспокоиться пассажирам?
Согласно данным bigpicture.ru, путешественники в салоне авиалайнера могут даже и не заметить, что стали свидетелями электрического разряда между небом и землей. Экипаж, находящийся в кабине, вероятно, услышит лишь приглушенный гул, напоминающий отдаленный гром. Существенные последствия для воздушного судна от удара молнии практически исключены, если техника исправна и хорошо обслужена. Но как инженеры достигают столь внушительных результатов в обеспечении безопасности?
Самый оптимальный способ обезопасить самолет в грозу — это просто облететь бурю стороной. Однако такой подход далеко не всегда выполним. Самолет, оказавшийся в эпицентре грозового облака, из-за накопленного на его обшивке статического электричества может буквально притягивать молнии. Статистика показывает, что за каждые 2500-3000 часов полета приходится как минимум один удар молнии, что приводит к тысячам таких инцидентов каждый год, и большинство из них проходят практически незаметно для пассажиров.
Наиболее грозным последствием удара молнии может стать возгорание паров топлива в системе самолета, но есть и другие риски. Например, молния способна создать мощное электромагнитное поле, которое может повредить электронику или даже расплавить лопасти пропеллера. Впрочем, современные самолеты оснащены целым арсеналом защитных мер.
Основной защитный механизм против молний — это устранение статического заряда. Кромки крыльев оснащены молниеотводами, а специальное антистатическое покрытие помогает рассеять накопленное напряжение. Современные авиалайнеры также оснащены оборудованием, создающим противоположный заряд для компенсации статического электричества.
Чаще всего молнии попадают в носовую часть самолета. Инженеры заранее предусмотрели это и конструируют нос таким образом, чтобы электрический заряд проходил по обшивке и не повреждал важные системы. Композитные материалы, используемые в конструкции самолета, усилены металлическими волокнами. Двигатели, кабина и топливные баки защищены сетками из меди и других металлов с высоким уровнем проводимости.
Однажды серьезную проблему представляли пустые баки, откуда испарялись горючие пары топлива. Современные технологии преодолели эту опасность, заполняя баки инертными газами, исключающими возможность возгорания. В итоге, молний бояться не стоит; гораздо больший дискомфорт и опасность могут вызвать турбулентности в плотных облаках.
Настоящий прорыв в понимании и управлении этими драматическими природными явлениями позволил Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) создать стандарты и методики, обеспечивающие надежную защиту воздушных судов.
Так что пассажиры могут расслабиться и наслаждаться полетом, зная, что инженеры и природа в этой области давно нашли общий язык.
Источники: Федеральное управление гражданской авиации США (FAA)