«Небоскребы кренились на 45 градусов»: рассказ очевидца землетрясения в 9 баллов

Фото: Сгенерировано ИИ

- Охх, повезло вам с домом, в нем вы можете чувствовать себя в безопасности, – говорит мне женщина и с завистью смотрит в сторону подъезда, из которого я только что вышла с сыном.


Пока наши дети играют на детской площадке, мы устраиваемся на лавочке в уютном алматинском дворике.


- Почему вы считаете мой дом безопасным? – спрашиваю я, с сомнением глядя на старенькую и кривенькую советскую пятиэтажку.


- Ну а как же! Здание построено в СССР, тогда умели строить, оно у вас панельное. Соседи говорят, в 9-балльное землетрясение выстоит! Не то что мой дом, он кирпичный, а это ведь самое ненадежное, – сетует женщина, махнув рукой на соседнее здание.


Январское и мартовское землетрясения напугали не только меня, но и других жителей города. Хотя прошло уже несколько месяцев, в голове у многих до сих пор иногда появляется мысль: «А вдруг опять? А вдруг сильнее? И что тогда?»


Землетрясение 1979 года


В поисках ответов я обратилась к старожилам. Говорят, мощно потряхивает не чаще чем раз-два каждые семь-десять лет. Василий – алматинец, родился в городе в 60-х годах прошлого века. Говорит, на его памяти самое сильное землетрясение было весной 1978 года (согласно открытым источникам – 24 марта 1978 года, в эпицентре магнитуда составила более 7 баллов).


«Я тогда в школу еще ходил. В тот день лежал дома, смотрел по телевизору какой-то фильм. И вдруг телевизор вместе с тумбочкой поехал на меня. Метра на три переместился, а потом назад поехал. У нас в квартире было много хрусталя. Все звенело страшно, шаталась люстра, мебель тряслась», – рассказывает Василий.


Говорит, тогда мощность толчков в городе оценили приблизительно в шесть с половиной баллов. Стены многих домов пошли трещинами. А на улицах Алматы потрескался асфальт.


«Но разрушений больших не было, не помню такого. Землетрясения здесь – частые явления, шатаются люстры, словно маятники. Слабые, но ощутимые землетрясения бывают два-три раза в год. Поболтается – и все. А сильные по амплитуде – раз в семь-десять лет», – подытожил алматинец.


Толчки на юге Казахстана


Магнитуду землетрясения, произошедшего в ночь на 23 января 2024 года, в эпицентре сейсмологи оценили в 6,7 баллов. А в Алматы мощность подземных толчков составила лишь 5.


«Сведения об ощутимости (по шкале МSК-64): Алматы – 5 баллов», – сообщили тогда в ДЧС.


Еще одно мощное землетрясение жители южной столицы ощутили утром 4 марта, эпицентр находился в 31 км от города. Тогда специалисты тоже оценили мощность толчков в 5 баллов.


Хоть и не сильно, но юг Казахстана до сих пор продолжает периодически потряхивать. Например, сегодня, 31 мая, МЧС РК в своем Telegram-канале сообщило, что сейсмологи в 10 часов 13 минут зарегистрировали землетрясение, которое ощутили жители Жамбылской области. В поселке Кордай магнитуда составила 2 балла.


Но почему все боятся 9 баллов? Каково это? Моя знакомая Милена знает не понаслышке: она пережила Великое восточно-японское землетрясение 2011 года.


Землетрясение в 9 баллов и авария на АЭС Фукусима-1


Великое восточно-японское землетрясение, произошедшее 11 марта 2011 года, – сильнейшее землетрясение в известной истории Японии. Его магнитуда, по разным оценкам, составила от 9,0 баллов до 9,1.


После основного толчка последовала серия афтершоков магнитудами 7,0, 7,4 и 7,2. Всего было зарегистрировано более четырехсот афтершоков магнитудами более 4,5 баллов.


Согласно оценкам ученых, опубликованных в открытых источниках, землетрясение передвинуло часть северной Японии на 2,4 м в сторону Северной Америки. Кроме того, эти территории стали шире, чем раньше.


Стихийное бедствие спровоцировало сильные волны цунами, которые достигли первых областей островного государства уже через 10-30 минут после основных подземных толчков. Цунами произвело массовые разрушения на северных островах Японии, в том числе спровоцировав радиационную аварию на АЭС Фукусима-1.


По официальным данным, природный катаклизм унес жизни почти 20 тысяч человек, более двух с половиной тысяч жителей островного государства до сих пор числятся пропавшими без вести. Более шести тысяч получили ранения.


«Либо небоскреб упадет, либо земля разверзнется»


«Я сидела с подругой в вагоне, мы ехали из школы на поезде. Вдруг вагон начал очень сильно шататься. Поезд остановился. Трясло с такой силой, что мы сразу поняли, что началось очень мощное землетрясение. Нас шатало минуты две очень сильно. Все были в шоке и плакали, кто-то упал с сидений. Потом, как все стихло, открываются двери, нам командуют: "Выходите!"» – вспоминает моя знакомая Милена.


В 2011 году она жила на приличном расстоянии от эпицентра землетрясения и от пострадавшей от цунами Фукусимы, однако все равно ощутила на себе всю мощь подземных толчков.


«Мы выходим на улицу. Уже начались афтершоки. Мы оказались в районе станции, где находились очень высокие небоскребы – 80-90 этажей. Мы стояли прямо у их подножия. Не знали, куда бежать. Ведь земля под ногами поднималась вверх и вниз, трескалась. Рядом со мной оказалось дерево, мы с ним вместе шатались вверх-вниз, влево-вправо. И, что самое страшное – когда тебя шатает, ты смотришь по сторонам, а эти здания чуть ли не на 45 градусов кренятся. И ты думаешь, что на тебя сейчас либо небоскреб упадет, либо под тобой земля разверзнется», – рассказывает Милена.


Она говорит, что тогда была в шоковом состоянии. Несмотря на почти непрекращающуюся тряску, девушка все же решила добраться до дома. Ни одни вид транспорта не ходил, даже машины не ездили, поэтому ей пришлось пойти пешком. В какой-то момент Милена увидела, что на большом экране на одном из зданий транслируются новости. В репортаже как раз показывали онлайн, как на Фукусиму обрушивается цунами.


«На улице, пока я шла, везде было битое стекло, где-то что-то сломалось. Но разрухи не было. Японцы умеют строить здания. И даже когда 7-9 баллов – ничто не падает. Просто пошатало очень сильно и стекла побились», – вспоминает девушка.


«Не так страшно землетрясение, как цунами»


«Самое стремное было, когда мы уже дошли до дома. Потому что Фукусиму залило, произошла авария на АЭС. У людей началась паника. Мне не спалось, я в 4 часа утра пошла в магазин, а там был аншлаг, люди скупали все, что только можно, еды уже было не достать. Было не понятно, что там с радиацией. Ходили слухи, что, если ты поедешь волонтером туда помогать, то ты умрешь через неделю», – делится Милена.


По ее словам, из-за аварии на фукусимской АЭС ее и других жителей «вывозили на вертолетах». Многие граждане из-за страха хотели покинуть японские острова. Милену, как только появилась возможность, отправили к родственникам в Россию на 6 месяцев. А ее школа в Японии все это время не работала – она открылась только через полгода после землетрясения. Но, вспоминает девушка, сама жизнь в целом восстановилась где-то через две недели после стихийного бедствия – завезли продукты, спал ажиотаж, улеглась паника, люди начали возвращаться к привычной жизни.


«Сейчас я больше боюсь цунами. Не так страшно землетрясение, как цунами. Я сейчас живу на Шри-Ланке. И очень боюсь, что, если начнутся подземные толчки, за ними придут огромные волны», – заключила Милена.


***


После алматинских землетрясений 2024 года власти Казахстана обеспокоены надежностью зданий, строящихся в сейсмоактивных зонах, а также работой системы экстренного оповещения граждан. Японские специалисты уже консультируют казахстанских коллег по сейсмобезопасности.


В частности, с 16 по 19 апреля в Алматы состоялся четырехдневный семинар по снижению и управлению рисками землетрясений с участием японских сейсмологов.


В том числе, участники мероприятия обсудили сейсмическую уязвимость существующих зданий и сооружений Алматы, стратегии Японии в области управления стихийными бедствиями, а также сравнили системы раннего оповещения о землетрясениях в Японии и Казахстане.