Насколько прозрачно и эффективно работает ФСМС: интервью с членом ВАП РК Расулом Рахимовым

Фото: ВАП РК

Высшая аудиторская палата РК провела анализ эффективности работы Фонда социального медицинского страхования. Подробности в интервью с Расулом Рахимовым сообщает Taspanews.kz со ссылкой на ВАП РК


Высшая аудиторская палата Республики Казахстан завершила проверку деятельности Фонда социального медицинского страхования и его региональных филиалов за 2022-2023 годы. Основное внимание уделялось распределению финансовых средств, качеству медицинских услуг и другим системным проблемам.


Подробнее о результатах аудита в интервью рассказал член Высшей аудиторской палаты Расул Рахимов.


Основные выводы аудита


Расул Нурланович, расскажите, пожалуйста, какие основные выводы можно сделать по итогам проведенного аудита?


Это второй аудит Высшей аудиторской палаты по системе обязательного социального медицинского страхования. Итоги первого были подведены в феврале 2023 года, итоги второго — 18 июля 2024 года.


За два госаудита ВАП охватила практически весь период деятельности Фонда социального медицинского страхования с момента его запуска в 2020 году и по 31 декабря 2023 года.


В целом можно отметить следующее. Во-первых, 16,2 миллиона людей в Казахстане охвачены социальным медицинским страхованием. Это, конечно же, хороший показатель. Однако, около 12 миллионов из них — это льготные категории, за которые государство осуществляет платежи в рамках ежегодного трансферта из республиканского бюджета. Если добавить сюда ещё около 2 миллионов человек, состоящих из госслужащих, работников бюджетных организаций и сотрудников квазигосударственного сектора, то итоговый показатель составляет около 86% всех охваченных ОСМС. Это высокое число.


Если посмотреть на структуру государственных расходов в системе здравоохранения, то окажется, что в 2022-2023 годы государство покрывает около 76-78% всех расходов населения. Это ключевой вывод, к которому пришла Высшая аудиторская палата.


Есть, конечно, и выводы, касающиеся непосредственно работы самого фонда. Мы поднимаем вопросы о недостатке единой информационной среды, что влияет на мониторинг качества медицинских услуг и выявление приписок, двойных оплат и других нарушений.


Прозрачность деятельности ФСМС


Насколько прозрачна деятельность ФСМС в целом?


Деятельность фонда относительно прозрачна. В ФСМС действует единая централизованная бухгалтерия, поэтому центральный офис имеет информацию о затратах региональных филиалов. Однако Высшая аудиторская палата отмечает, что основные факты приписок и двойных оплат происходят на этапе взаимодействия поставщиков медицинских услуг и их субподрядчиков, а также на уровне самих поставщиков медуслуг.


Например, в Восточно-Казахстанской области государственная больница отказалась предоставлять нам договоры платных услуг для населения. Мы обратились в суд и выиграли, но к этому времени сроки аудита прошли. Мы пошли другим путем — через централизованную электронную платежную систему. С помощью сверки данных по всей республике мы выявили факты двойных услуг на общую сумму около 4 миллиардов тенге.


Поставщик обязуется не взимать с населения оплату за услуги, которые оплачиваются через ОСМС и ГОБМП. Но некоторые недобросовестные поставщики все же взимают плату с физических лиц. Фонд не проверяет, насколько эти обязательства выполняются. Он смотрит только на факт оказания услуги и качество. Отсюда — возникают вопросы.


Есть предположительные причины: нехватка кадров или отсутствие прозрачности со стороны поставщиков медуслуг. Однако фонд, будучи единым заказчиком и оператором денежных средств в рамках ГОБМП и ОСМС, должен следить за выполнением обязательств поставщика.


Факты двойной оплаты и приписок


Аудиторы ВАП также выявили факты двойной оплаты по стоматологическим услугам на сумму около 2 миллиардов тенге. Стоматологические клиники брали оплату с фонда за услугу и отдельно за препарат для анестезии, хотя его стоимость уже была включена в стоимость медицинской услуги. Фондом социального страхования данный факт был принят.


Приписки также остаются значимой проблемой. Анализ данных единой платежной системы совместно с Министерством здравоохранения показал значительный объем приписок, который может достигать 28 миллиардов тенге за 2022-2023 годы. Это оплата услуг, которые фактически не были оказаны.


Мониторинг качества медуслуг


Отдельное внимание уделяется мониторингу качества медуслуг, оказываемых частными поставщиками. Например, в Астане есть два крупнейших поставщика, которые работали без лицензии. А некоторые клиники заявляли об оказании услуг немобильным гражданам, хотя здания физически не приспособлены для их посещения.


Также есть проблема клиник, которые фактически представляют собой лишь директора, бухгалтера и печать. Они арендуют помещения почасово и проводят приемы с де-факто низким качеством. ВАП рекомендует обратить на это внимание.


Ситуация в региональных филиалах


Какая ситуация в региональных филиалах Фонда социального медицинского страхования?


В целом ситуация типична: регионы похожи друг на друга, различаются только масштабами. В крупных городах, как Астана и Алматы, объемы средств больше, но и количество нарушений также велико.


Рекомендации для повышения эффективности работы ФСМС


Материалы по выявленным фактам приписок и двойной оплаты были переданы в правоохранительные органы. Также ВАП рекомендует создать единую информационную среду, которая обеспечит постоянный доступ ко всем разделам единой платежной системы для фонда, Министерства здравоохранения и Комитета медицинского и фармацевтического контроля.


Необходимо проводить целевой мониторинг частных поставщиков медицинских услуг. Важно видеть, как именно они предоставляют услуги, особенно в регионах. Только так качество их работы может повыситься.


Ключевой момент — это увеличение требований к частным поставщикам медицинских услуг. Они должны обладать производственной базой, персоналом и оборудованием, иначе это может привести к серьёзным осложнениям у пациентов.


Расул Нурланович, хочу поблагодарить Вас за детальное разъяснение. Спасибо за интервью.