«В Казахстане нет гендерного равенства». Власти придумали план, как это исправить
Министерство культуры и информации Казахстана разработало «План действий правительства по обеспечению продвижения равных прав и возможностей мужчин и женщин на 2024-2027 годы. Документ опубликован на сайте «Открытые НПА». Корреспондент Taspanews узнал у экспертов, насколько все плохо с гендерным равенством в РК, какие еще меры можно принять, чтобы и женщины, и мужчины страны чувствовали себя комфортно. Подробности – в нашем материале.
Как это будет
Инициатива включает в себя более 50 мероприятий, которые планируют провести в разных городах и регионах Казахстана. Продвигать равноправие мужчин и женщин будут сразу в нескольких сферах.
Первая – «Продвижение гендерного равенства в области образования». В рамках этой деятельности в том числе хотят провести «информационные кампании по борьбе с гендерными стереотипами и предубеждениями в образовательных учреждениях», обеспечить «равные условия доступа мужчин и женщин к переподготовке и повышению квалификации на государственной службе» и сформировать «у педагогов, преподавателей всех уровней образования культуры гендерного равенства».
Вторая сфера – «Продвижение гендерного равенства в области здравоохранения и формирования здорового образа жизни». По этому направлению будут в том числе «мониторить» и «гендерно анализировать» «показатели репродуктивного здоровья мужчин и женщин фертильного возраста», а также повышать «квалификацию медицинского персонала по оказанию услуг с учетом гендерных особенностей». Кроме того, обеспечат «равный доступ к медицинским услугам, личностному развитию, получению образования» мужчин и женщин, которые сидят в тюрьмах.
Третья сфера – «Продвижение гендерного равенства в сфере занятости и социальной защиты». Тут в том числе мужчинам и женщинам обеспечат равные права и возможности «на рынке труда по заработной плате». А также научат сотрудников местных исполнительных органов решать вопросы «безопасной миграции с учетом защиты от сексуальной эксплуатации и надругательств».
Четвертая сфера – «Укрепление института гендерного равенства и продвижение равенства в брачно-семейных отношениях и воспитании детей». Планируется в том числе организовать мероприятия «по вовлечению отцов в семейную жизнь, воспитание детей». Кроме того, во всех крупных ТРЦ намерены открыть «семейные комнаты», где можно будет переодевать, пеленать и кормить малышей. Также будут популяризировать «ролевые модели среди мужчин и женщин, достигших успеха в карьере и семейной жизни».
Далеко не все мероприятия будут стоить денег. Но, если и будут затраты, их профинансируют из республиканского и местных бюджетов.
«Желаем, чтобы родился сын»
Психолог Назира Бурханова в беседе с Taspanews призвала «смотреть правде в глаза» и признать, что казахстанцы живут «в патриархальном обществе».
«В нашем обществе больше любят мужчин. Когда рождается ребенок-мальчик, то все радуются ему больше, чем девочке, так как он будет продолжать род. Даже когда старшие говорят тост молодым, они им желают, “чтобы родился сын”. Если заметили, в школах и институтах обычно учителя делают скидки именно мальчикам, лучше к ним относятся и открыто проявляют любовь к ним»,
По ее мнению, все это доказывает тот факт, что пока в нашем обществе «нет гендерного равенства». Психолог предположила, что исторически так сложилось из-за «очень тяжелых времен», которые пережили казахстанцы, – голодомор, войны. Мужчины уходили на войну, на охоту и порой не возвращались. Тогда семьи оставались «без опоры». Поэтому в обществе так ценят мужской пол.
«В психологии есть такое: чем больше – тем ненужнее, чем меньше – тем больше кажется, что этого не достичь. В этом ключе мальчиков у нас меньше, чем девушек, и всегда так было»,
Она привела несколько примеров проблем, с которыми сталкиваются современные казахстанские женщины. Так, при трудоустройстве зачастую отдают преимущество мужчинам. Даже в объявлениях пишут, что хотят нанять именно мужчин. А на собеседованиях женщин спрашивают про декреты, так как работодатели хотят, чтобы сотрудник делал акцент только на своем труде. Или опасаются, что женщины будут отпрашиваться, если у них заболеет ребенок.
«Часто считают, что только мужчины работают. Хотя так неправильно думать, ведь перед ребенком у мужчины и женщины одинаковые обязанности. Или в нашем обществе есть большая проблема – гиперопека женщин. С детства девочке говорят, что она должна быть идеальной, уметь делать все, заботиться обо всех, а мальчиков к этому не приучают. В семейной жизни женщина начинает гиперопекать мужа и ребенка, из-за чего среди мужчин появляется инфантилизм. Такое воспитание приводит к гендерному неравенству»,
Она добавила, что женщинам в Казахстане зачастую навязывают «слишком много ответственности». Они должны быть одновременно ухоженными, красивыми, умными, с фигурой 90-60-90, всегда улыбаться, не показывать характер, уметь готовить и работать. Именно из-за этого зачастую у дам не складывается карьера, не задается самореализация.
Бурханова заключила, что полностью поддерживает инициативу властей по внедрению в стране гендерного равенства.
«Казахское общество боится только двух вещей: первое – мнение людей (уят болады), второе – закона (что посадят, засудят). Если установят такой закон в Казахстане, люди начнут ему подчиняться. После принятия закона о гендерном равенстве постепенно, маленькими шажками, можно создать большую революцию»,
Антидискриминационный закон
Директор Кризисного Центра «Жан-Сая» Зульфия Байсакова рассказала нашему корреспонденту, что сегодня в нашем обществе заметны «перекосы в социальных ролях, в ролях мужчины и женщины». Собеседница редакции заметила, что сейчас в стране «распространено жестокое обращение между супругами». Она считает, что именно поэтому был разработан план.
«К сожалению, как мы видим, этот план в основном предполагает, что для реализации этих планов финансирование не требуется. А это дает основание сказать, что план имеет формальный характер»,
Ей «очень хочется верить», что, «наконец-то сработает план правительства по обеспечению продвижения равных прав». Она уверена, что правительство Казахстана «заинтересовано» в изменении ситуации, так как страна «бьет рекорды по бытовому насилию».
«В эту сферу (семейное насилие – ред.) вовлечены лица, имеющие высокий социальный статус, высокий уровень образования. Институт семьи в данном случае просто развален. К сожалению, мы не наблюдаем равных прав и возможностей как у женщин, так и у мужчин… Очень высокий уровень разводов, насилия»,
Согласно ее данным, женщины «теряют в образовательном уровне», не хватает воспитательных мер, так как дам на улице могут «оскорбить, ударить, толкнуть». И далеко не всегда за такие действия следует наказание.
«Необходимо принять антидискриминационный закон, где очень четко будет говориться о том, что такое дискриминация. Пока мы не введем это понятие законодательно, мы никогда не поймем, подвергся человек дискриминации по половому признаку или нет. И, конечно же, в этом же законе должны быть прописаны меры воздействия. Например, какое наказание человек должен нести за словесное оскорбление»,
Кроме того, директор Кризисного Центра «Жан-Сая» констатировала, что чаще всего именно мужчины подвергают женщин физическому насилию. И очень сложно доказывать их вину в суде.
«Мне кажется, нужно отойти от различных программ, лучше развивать вопросы семьи, отцовские качества, проводить съезды отцов. Мы все время делим семью на какие-то пигменты: мать, отец, дети, старики. У нас даже для стариков создаются какие-то учреждения активного долголетия. Почему не можем создать нормальный центр поддержки семьи?»
Она пояснила, что в такие центры могли бы приходить целыми семьями – мать, отец, дети, старики, лица с инвалидностью. Собеседница редакции полагает, что было бы неплохо открыть около 20 таких центров, например, в Алматы.
«Такие центры будут позволять вырабатывать профессиональные навыки, образовательные тренинги и семинары. Но это должен быть центр социального притяжения данного микро-участка, куда люди будут приходить, смотреть, какие мероприятия проводятся. Получать консультации от юриста и психолога. Мы все время хотим создать отдельный центр для каждого члена семьи. А эти центры объединят семью. На мой взгляд, нужно больше подходить к этому вопросу с практической точки зрения. Не проводить ненужные мероприятия, шоу-программы. Наверное, нужно больше смотреть на потребности семьи и их удовлетворять. И отсюда разрабатывать определение программы»,