Итоги саммита НАТО. Опасно ли для Казахстана обострение отношений России и Запада

Фото: сгенерировано ИИ

В Вашингтоне завершился 75-й саммит НАТО. Страны Североатлантического альянса определили для себя ключевые вызовы существующему миропорядку и безопасности. Россию они признали «глобальной угрозой», а Китай – «решающим фактором, способствующим войне против Украины». Что решили государства НАТО, и какие последствия это может иметь для Казахстана, граничащего и с РФ, и с КНР – в материале Taspanews.


«Безответственная ядерная риторика» России


На сайте НАТО опубликована итоговая декларация, которую приняли страны-участницы. Она состоит из 38 пунктов и отдельно прописанных шести пунктов в разделе «Обещание долгосрочной помощи Украине в области безопасности».


В частности, страны-участницы военно-политического альянса поздравили Швецию и Финляндию с присоединением к блоку. В декларации отмечается, что с пополнением позиции НАТО усилились «на Крайнем Севере и в Балтийском море».


Россию в альянсе признали «глобальной угрозой, которая будет сохраняться в долгосрочной перспективе».


«Россия несет исключительную ответственность за свою агрессивную войну против Украины, что является вопиющим нарушением международного права, включая Устав ООН. Злоупотребления российских вооруженных сил и должностных лиц, нарушения прав человека, военные преступления и другие нарушения международного права не могут оставаться безнаказанными», - говорится в тексте декларации.

В НАТО также «осудили безответственную ядерную риторику» РФ, «включая объявленное ею размещение ядерного оружия в Беларуси». Также отмечается, что Беларусь «способствует» войне в Украине, как и КНДР с Ираном.


«КНР стала решающим фактором, способствующим войне России против Украины, благодаря своему так называемому партнерству “без ограничений” и широкомасштабной поддержке оборонно-промышленной базы России… КНР продолжает создавать системные вызовы евроатлантической безопасности», - полагают страны-участницы Североатлантического альянса.

При этом они отметили, что все еще открыты для диалога и с Россией, и с Китаем. В декларации подчеркивается, что «НАТО не стремится к конфронтации и не представляет угрозы» для РФ, альянс «по-прежнему готов поддерживать каналы связи с Москвой для снижения риска и предотвращения эскалации». Что касается КНР, в члены НАТО подчеркнули, что «остаются открытыми для конструктивного взаимодействия» с Китаем.


В Североатлантическом альянсе считают, что «полномасштабное вторжение России в Украину пошатнуло мир и стабильность в евроатлантическом регионе и серьезно подорвало глобальную безопасность». Украине в НАТО пообещали, что будут «предоставлять военную технику, помогать и обучать для создания сил, способных отразить российскую агрессию». Страны альянса также признали за Киевом право «выбирать собственные механизмы обеспечения безопасности и определять свое собственное будущее».


«Будущее Украины - в НАТО… Мы подтверждаем, что сможем направить Украине приглашение присоединиться к Североатлантическому союзу, когда союзники согласятся, и условия будут выполнены», - подчеркивается в документе.

Размещение вооружений в Германии


Во время саммита НАТО также стало известно, что впервые с 1980-х годов США намерены разместить в Германии наземные ракеты средней и меньшей дальности.


Согласно объявлению, опубликованному на сайте Белого дома, «Соединенные Штаты начнут эпизодическое развертывание огневых средств большой дальности своей многопрофильной оперативной группы в Германии в 2026 году в рамках планирования долгосрочного размещения этих средств в будущем».


«Когда эти обычные огневые средства большой дальности будут полностью сформированы, они будут включать в себя ракеты SM-6, Tomahawk и разрабатываемое гиперзвуковое оружие, обладающее значительно большей дальностью, чем нынешние системы наземного базирования в Европе. Использование этих передовых возможностей продемонстрирует приверженность Соединенных Штатов НАТО и вклад США в европейский потенциал интегрированного сдерживания», - говорится в совместном заявлении правительств США и Германии.

Сохранять нейтралитет


Саммит НАТО отразил, насколько обострились и без того напряженные отношения Запада с Россией и Китаем. Грозит ли это чем-то Казахстану, который географически «зажат» между РФ и КНР? Не представляет ли такое соседство угрозу для РК?


Политолог Газиз Абишев в разговоре с Taspanews отметил, что Казахстан «ни в коем случае не позиционирует себя как противника Соединенных Штатов». Более того, РК «позиционирует себя как партнера США и Европейского союза». Поэтому «в этом смысле Казахстану ничего не может угрожать».


Политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов считает, что Казахстан «будет стремиться сохранить нейтральный статус».


«Во-первых, нейтральный статус – это одна из парадигм многовекторной внешней политики. Во-вторых, конфликт непосредственно не касается Казахстана, его суверенитета и территориальной целостности. Он способен нанести ущерб экономическим интересам Казахстана», - сказал Каражанов.

А если начнется война?


«В любом случае, у Казахстана совместный район ПВО с Российской Федерацией. Поэтому, если предположить, что некие страны вдруг захотят нанести удар, то наше небо прикрыто», - заметил Газиз Абишев.

Он также уверен, что Казахстан «будет соблюдать нейтралитет при обострении конфликта». Но «за исключением одного случая».


«Если будет проведена какая-то прямая военная операция в отношении России, Беларуси или членов ОДКБ, с которыми мы связаны коллективным обязательством по взаимной обороне. Если будет, допустим, реальная война, в рамках которой военные действия будут идти против России на ее территории, Казахстан, безусловно, исходя из своих обязательств, будет обязан как минимум формально вступить в эту войну на стороне России и оказывать ей помощь. Но это маловероятно», - отметил политолог.

Он пояснил, что все «решает» ядерное оружие. Абишев уверен, что «даже несколько десятков баллистических ядерных ракет, расположенных в глубине территории России, в Сибири, вне досягаемости каких-либо сколь угодно дальних американских ракет, полностью гарантируют территориальную целостность и неприкосновенность России».


Замир Каражанов считает, что «нет такого требования – занимать чью-то позицию». Он напомнил, что даже в условиях Первой и Второй мировых войн существовали страны, которые не были вовлечены в конфликт и сохраняли нейтральный статус. Например, Швейцария, которая находилась в самом эпицентре европейского театра войны.


«Главное требование к таким странам – максимально дистанцироваться от конфликта и не допускать использования своей территории против какого-либо участника конфликта… Можно предположить, что, если текущая “геополитическая турбулентность” будет эволюционировать в большую войну, Казахстан предпримет меры, направленные на исключение вовлечения в большой конфликт своих соседей по Центральной Азии (тем более, что Туркменистан имеет нейтральный статус). Это снизит вероятность того, что большой конфликт доберется до Центральной Азии, и в то же время позволит Казахстану создать себе “тихую гавань” на “напряженном” земном шарике», - сказал эксперт.

Он подчеркнул, что вопросы безопасности «каждая страна обеспечивает сама и самостоятельно, это относится к РФ и Китаю». А Казахстан, «как и любая другая страна, не строительный “кирпич”, который кладут под фундамент безопасности другого государства».


Может ли Казахстан извлечь выгоду?


Каражанов считает «маловероятным», что Казахстан сможет извлечь некую выгоду из усугубившегося противостояния России, Китая и Запада. По его словам, РК «будет трудно поддерживать сотрудничество в условиях военного противостояния между ключевыми внешнеполитическими партнерами». Эксперт предположил, что в этом случае «задача Астаны будет сводиться к минимизации ущерба от противостояния крупных государств».


Газиз Абишев полагает, что прежде, чем извлекать из чего-либо выгоду, Казахстану необходимо решить свои внутренние проблемы. Он уверен, что стране важно придерживаться технократического подхода в принятии экономических решений, побеждать коррупцию, не отставать от научно-технического прогресса. Также важно, насколько Казахстан сможет «развивать человеческий капитал и удерживать его внутри страны». А пока РК «истекает кадрами во все стороны».


«Только достигнув успеха во всем этом мы сможем воспользоваться обеими ситуациями – как конфликтом для замещения тех или иных торговых ниш, так и мирным временем для активизации торговли», - подчеркнул политолог.

При этом он заметил, что уже сейчас Казахстан извлекает плюсы – «торговые выгоды через реэкспорт, через получение высвободившихся денег, которые Россия и Китай не могут инвестировать на более привлекательном Западе».


«Но есть и минусы. Это санкционные риски, мировая инфляция, энергетические и логистические риски», - предупредил Абишев.

Санкционные риски и строительство АЭС


Абишев отметил, что сейчас Казахстан и Россия тесно сотрудничают не только в рамках ОДКБ, но и в рамках двусторонних договоров. Поэтому Казахстан – часть совместной экономической системы. Но на дипломатическом уровне РК «будет до последнего сохранять нейтралитет». Так как у него нет такого «большого запаса прочности перед внешними ударами», как «великих держав – России, Китая и США, – которые существуют столетиями».


«У Казахстана, у народа и властей РК есть главная стратегическая задача – сохранить государственность в этом бурном историческом процессе. Поэтому ни на какие риски Казахстан идти не будет, ни на какую провокационную духоподъемную риторику он не поведется. Казахстан будет очень строго и прагматично высчитывать свои интересы, стараясь как можно меньше вовлекаться в любые конфликты», - подчеркнул Абишев.

При этом он отметил, что в нынешних реалиях «санкционное давление (на РФ – ред.) будет увеличиваться».


Замир Каражанов напомнил, что «Казахстан учитывает санкции», которые вводятся против России. Поэтому под так называемые вторичные санкции «могут попасть компании и прочие юридические и физические лица, которые нарушают санкции, но не государство».


«Кроме того, следует понимать логику западных санкций. Они не направлены на уничтожение РФ, а только на то, чтобы повлиять на ее политику на внешней арене», - сказал он.

Он также допустил, что в случае расширения санкций против России может оказаться под угрозой строительство АЭС на территории Казахстана. Но напомнил, что окончательного решения по строительству АЭС в Казахстане пока не принято.


«Поэтому пока рано обсуждать, каким образом санкции повлияют на планы Казахстана. До последнего момента головная компания РФ “Росатом” не входила в санкционный пакет западных стран, так как учитывались потребности мировой экономики в атомной энергии. Но такой документ готовится, поэтому лучше дождаться его принятия, чем заранее обсуждать его последствия», - полагает эксперт.

Газиз Абишев допустил, что от расширения санкций против РФ для Казахстана «в некотором смысле растут риски попадания под вторичные санкции».


«Но я думаю, что они не столь критичны, потому что на этой великой шахматной доске Евразии американцы понимают, что мощный одномоментный удар по экономике Казахстана обрушит ее, и лишь еще глубже погрузит РК в объятия Китая и России. И в таком случае Запад потеряет все имеющиеся сейчас инструменты воздействия на Казахстан. Я думаю, что они этого не хотят», - заключил Абишев.